Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014
Буквы а и о в корне–кас- — -кос- - СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: познакомить с условиями выбора букв а и о в корне –кас- — -кос-; развивать навыки морфемного разбора слов, умения рассуждать и делать выводы.
Планируемые результаты: знание условий выбора букв а и о в корне –кас- — -кос-; умения распознавать слова с чередующимися корнями –кас- — -кос- и применять правило их написание
владение навыками морфемного разбора слов; умение объяснять языковые явления.
Ход урока
- I. Организационный момент
- II. Анализ сочинения
III. Проверка домашнего задания
(Задание 38 из рабочей тетради — чтение и обсуждение описаний.)
- Актуализация знаний
- Беседа
— Расскажите о правописании корня –лаг- — -лож-.
— Расскажите о правописании корня –раст- — -ращ- — -рос-.
— Что общего в правописании корней -лаг- — -лож- и –раст- — -ращ- — -рос-? (Написание гласных в корне зависит от последующих букв.)
— Проверяются ли ударением слова с корнями –лаг- — -лож- и –раст- — -ращ- — -рос-? (Нет. Пользоваться проверочными словами при написании слов с чередующимися гласными в корне нельзя.)
- Объяснительный диктант
Зарасти, вырастать, прилагательное, выложить, растение, положение, полагаться, росток, положить, уложить, предполагать, водоросли, выращивание, слагаемое, предположение, подросли, изложение.
- Самоопределение к деятельности
— Прочитайте слова
Касание, прикоснуться, прикасаться, прикосновение.
— Что вы заметили? (В этих словах происходит чередование гласных в корне.)
— Как вы думаете, от чего зависит написание этих слов? (Отпеты детей.)
— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Научиться распознавать слова с корнем –кас- — -кос-, познакомиться с правилом написания этих слов.).
- VI. Работа по теме урока
Работа по учебнику
- Обсуждение вопросов рубрики “Материалы для самостоятельных наблюдений”, чтение правила и образца рассуждений.
2 Упр. 184 — коллективное выполнение с комментированием.
VII. Закрепление изученного материала
- Работа по учебнику
(Упр. 185 - самостоятельное выполнение после предварительного обсуждения.)
- Выполнение задания в рабочей тетради
(Задание 7 — самостоятельное выполнение.)
- Лингвистическая задача
- В каких словах гласные корня проверяются ударением? Почему? Сколько значений корня с пропущенными гласными вы насчитали?
1) К..сить траву лучше рано утром. 2) Едва к..чнулся в разговоре щекотливой темы. 3) У москвички две к..сички. 4) Не прик..сайтесь к проводам! 5) Дом стоял на речной к..се.
Комментарии
Гласные корня проверяются ударением в предложениях 1, 3, 5. Мы имеем дело с омонимичными корнями. Во всех предложениях значение корня с пропущенными гласными разное.
VIII. Подведение итогов урока
— Проверяются ли ударением слова с корнем –кас- — -кос-?
— Что общего в правилах правописания корней –лаг- — -лож-, -раст- — -ращ- — -рос-, -кас- — -кос-? (Написание гласных в корне зависит от последующих букв.)
— Почему при написании необходимо учитывать значение корня?
Домашнее задание
Учебник: § 36, упр. 186.
Рабочая тетрадь: задание 8.