Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014
Морфемный и словообразовательный разбор слова (практикум) - СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: закреплять умение выполнять морфемный и словообразовательный разбор слова; показать отличия этих двух видов.
Планируемые результаты: владение навыками морфемно- и словообразовательного разбора слова; умение объяснять явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.
Ход урока
- I. Организационный момент
- II. Диализ сочинений
III. Актуализация знаний
Сделайте фонетический разбор слов МЧС, А ТС, медсестра. Укажите значение слов.
Комментарии
МЧС (Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий) — 3 слога.
М - [эм]
Ч - [ч'э]
С - [эс]
3 буквы, 6 звуков.
АТС (автоматическая телефонная станция) - 3 слога.
А-[а]
Т - [тэ]
С - [эс]
3 буквы, 5 звуков.
м — [м'] — согл., мягк., звонк.
е — [е] — гласн., удар.
д— [т] — согл., твёрд., глух.
с — [c] — согл., мягк., глух.
е — [и] — гласн., безудар.
с — [с] — согл., твёрд., глух.
т — [т] — согл., твёрд., глух.
p— [р] — согл.,твёрд., звонк.
а — [а]— гласн., удар.
9 букв, 9 звуков.
Как часто бывает в сложных словах, ударение в слове медсестра двойное: основное падает на последний гласный звук, дополнительное — на первый.
- Работа по теме урока
- Беседа
— Расскажите о порядке морфемного разбора.
— Расскажите о порядке словообразовательного разбора.
— Какой из этих разборов вам кажется более сложным? Почему
— Чем отличается словообразовательный разбор от разбор слова по составу?
- Работа по учебнику
- Упр. 226 — коллективное выполнение с комментированием.
Комментарии
Слова с суффиксами: свежесть, вестник, кузнец, картофель, огурчик, мечтатель.
Слова без суффиксов: доблесть, добро, мечта, малина.
Это морфемный разбор слов.
- Упр. 227 — коллективное выполнение с комментированием.
Комментарии
Это словообразовательный разбор слов.
Краса → красивый → красавец → раскрасавец.
Готовый → готовность → сверхготовность.
Человек → человечный → бесчеловечный.
Наука → научный → ненаучный.
Скука → скучный → прескучный.
Лёд → ледник → ледниковый → доледниковый.
- Упр. 228 — коллективное заполнение таблицы.
Словообразовательный разбор слова
облачность ← облачный ← облако
подгруппа ← группа
санчасть ← санитарная часть
неурожай ← урожай
наушник ← ухо
правдивый ← правда
паровоз ← возить
- Занимательная лингвистика
Мы без труда определим, как называть жителей нашего родного города. Но не всегда легко назвать жителей некоторых городов нашей страны.
— Как мы назовём тех, кто живёт в Воронеже (воронежцы (воронежец, воронежка)), Смоленске (смоляне (смолянин, смолянка)), Архангельске (архангелъцы и архангелогородцы), Орле (орловцы), Туле (туляки), Курске (куряне (курянин, курянка)), Тамбове (тамбовцы), Владивостоке (владивостокцы), Костроме (костромичи), Братске (братчане), Ростове (ростовцы и ростовчане), Мурманске (мурманцы и мурманчане).
- Подведение итогов урока
Какие словари могут помочь при словообразовательном разборе?
Домашнее задание
Учебник: контрольные вопросы и задания (с. 126), упр. 230 (подготовиться к диктанту), 232.