Морфемный и словообразовательный разбор слова (практикум) - СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014

Морфемный и словообразовательный разбор слова (практикум) - СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: закреплять умение выполнять морфемный и словообразовательный разбор слова; показать отличия этих двух видов.

Планируемые результаты: владение навыками морфемно- и словообразовательного разбора слова; умение объяснять явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.

Ход урока

  1. I. Организационный момент
  2. II. Диализ сочинений

III. Актуализация знаний

Сделайте фонетический разбор слов МЧС, А ТС, медсестра. Укажите значение слов.

Комментарии

МЧС (Министерство Российской Федерации по делам граж­данской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации по­следствий стихийных бедствий) — 3 слога.

М - [эм]

Ч - [ч'э]

С - [эс]

3 буквы, 6 звуков.

АТС (автоматическая телефонная станция) - 3 слога.

А-[а]

Т - [тэ]

С - [эс]

3 буквы, 5 звуков.

м — [м'] — согл., мягк., звонк.

е — [е] — гласн., удар.

д— [т] — согл., твёрд., глух.

с — [c] — согл., мягк., глух.

е — [и] — гласн., безудар.

с — [с] — согл., твёрд., глух.

т — [т] — согл., твёрд., глух.

p— [р] — согл.,твёрд., звонк.

а — [а]— гласн., удар.

9 букв, 9 звуков.

Как часто бывает в сложных словах, ударение в слове медсестра двойное: основное падает на последний гласный звук, до­полнительное — на первый.

  1. Работа по теме урока
  2. Беседа

— Расскажите о порядке морфемного разбора.

— Расскажите о порядке словообразовательного разбора.

— Какой из этих разборов вам кажется более сложным? Почему

— Чем отличается словообразовательный разбор от разбор слова по составу?

  1. Работа по учебнику
  2. Упр. 226 — коллективное выполнение с комментированием.

Комментарии

Слова с суффиксами: свежесть, вестник, кузнец, картофель, огурчик, мечтатель.

Слова без суффиксов: доблесть, добро, мечта, малина.

Это морфемный разбор слов.

  1. Упр. 227 — коллективное выполнение с комментированием.

Комментарии

Это словообразовательный разбор слов.

Краса → красивый → красавец → раскрасавец.

Готовый → готовность → сверхготовность.

Человек → человечный → бесчеловечный.

Наука → научный → ненаучный.

Скука → скучный → прескучный.

Лёд → ледник → ледниковый → доледниковый.

  1. Упр. 228 — коллективное заполнение таблицы.

Словообразовательный разбор слова

облачность ← облачный ← облако

подгруппа ← группа

санчасть ← санитарная часть

неурожай ← урожай

наушник ← ухо

правдивый ← правда

паровоз ← возить

  1. Занимательная лингвистика

Мы без труда определим, как называть жителей нашего родного города. Но не всегда легко назвать жителей некоторых городов нашей страны.

— Как мы назовём тех, кто живёт в Воронеже (воронежцы (воронежец, воронежка)), Смоленске (смоляне (смолянин, смолянка)), Архангельске (архангелъцы и архангелогородцы), Орле (орловцы), Туле (туляки), Курске (куряне (курянин, курянка)), Тамбове (тамбовцы), Владивостоке (владивостокцы), Костроме (костромичи), Братске (братчане), Ростове (ростовцы и ростовчане), Мурманске (мурманцы и мурманчане).

  1. Подведение итогов урока

Какие словари могут помочь при словообразовательном разборе?

Домашнее задание

Учебник: контрольные вопросы и задания (с. 126), упр. 230 (подготовиться к диктанту), 232.






Для любых предложений по сайту: [email protected]