Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014
Обобщающие уроки по теме Словообразование. Орфография. Культура речи - СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: закреплять знания, умения и навыки по теме “Словообразование. Орфография. Культура речи”; развивать орфографические и пунктуационные навыки, навыки монологической речи выразительного чтения, работы с тестами.
Планируемые результаты: умения применять полученные знания на практике, объяснять языковые явления, анализировать свою учебную деятельность; развитие мотивации к аналитически деятельности.
Ход урока 1
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания
- Упр. 230 — подготовленный диктант.
- Упр. 232 — выборочная проверка сложных планов, рассказы о словообразовании в русском языке (по плану — человек).
III. Работа по теме урока
- Работа по учебнику
(Обсуждение контрольных вопросов и заданий (с. 126).)
- Сообщение ученика о способах словообразования
(Один ученик выступает с сообщением, остальные дополняют его, приводят свои примеры.)
- Работа по учебнику
- Упр. 229 — самостоятельное выполнение по вариантам со следующей проверкой.
- Упр. 233 — коллективное выполнение с комментированием. (Три ученика работают у доски (каждый заполняет по пунктам).)
- Упр. 234 — самостоятельное выполнение по вариантам и со следующей проверкой по цепочке.
- Тестовая работа
(См.: КИМы, тест 9 (задания B1, С1).)
- Подведение итогов урока
— С какими орфограммами мы познакомились при изучении темы “Словообразование”?
— Какие способы словообразования называются морфемными?
Домашнее задание
Учебник: повторить § 31-43, упр. 231 (устно), 235.
Ход урока 2
- Организационный момент
- Анализ тестовой работы
III. Проверка домашнего задания
(Упр. 235 - взаимопроверка.)
- Актуализация знаний
Словарный диктант
(Можно провести по вариантам.)
Великолепный интерьер, блестящий паркет, пригласить прийти в квартиру, приказать прекратить стрельбу, горячий привет, приобрести салфетки, присмотреться к предметам искусна, претворить мечту в жизнь, преобразования в стране, присутствовать на премьере, ютиться в каморке, примерять костюм, пребывать на отдыхе, не привык к поражению, советы пригодились, примирять спорщиков, широкий карниз, превратить в лягушку, презирать опасность, генерал-лейтенант, бахрома в отделке, преодолеть препятствия, причина снегопада, состязание богатырей, приключения приятелей, прилежный ученик, притворить дверцу, карниз здания, подражать командиру, дощатая терраса, восточный орнамент, прибыть в город, срочная телеграмма, корреспондент газеты.
Грамматическое задание
- Сделать морфемный разбор слова: вариант 1 — стрельбу, вариант 2 — спорщиков.
- Сделать словообразовательный разбор слова: вариант 1 — генерал-лейтенант, вариант 2 — снегопад.
- Работа по теме урока
- Работа по учебнику
- Упр. 236 — самостоятельное выполнение.
- Упр. 237 — выразительное чтение текста заранее подготовленным учеником, обсуждение заданий.
Комментарии
Примеры морфемных способов образования слов: взлетел, (приставочный), серебряным, бубенчиком (суффиксальный).
- Выполнение заданий в рабочей тетради
(Задания 42, 43 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.)
- Занимательная лингвистика
(Игра “Кто больше?”.)
— Образуйте максимальное количество слов с приставками пере-, под-, при-, по-, от-, за- и корнями -ход-, -вод-, -вал-.
- Подведение итогов урока
— Как связаны словообразование и орфография?
Домашнее задание
Выполнить работу над ошибками.
Учебник: повторить § 31—43, упр. 238, 240 (подготовить вы разительное чтение, устные ответы на вопросы), 241 (пол готовиться к диктанту).
Ход урока 3
- I. Организационный момент
- II. Проверка домашнего задания
(Упр. 241 — подготовленный диктант.)
III. Работа по теме урока
- Работа по учебнику
- Упр. 238 — выразительное чтение текста, обсуждение, комментированное письмо.
- Упр. 239 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.
- Упр. 240 — выразительное чтение стихотворение, обсуждение вопросов и заданий.
- Словарная работа
— Запишите в орфографический словарик слово эмблема, пои черкните орфограмму.
— Выясните его значение по толковому словарю.
— Составьте и запишите предложение с этим словом.
- Подведение итогов урока
— Какие разделы темы “Словообразование” вам показали! I наиболее интересными?
— Какие трудности вы испытывали при изучении темы?
Домашнее задание
Учебник: повторить § 31-43.
Подготовиться к контрольному диктанту по теме “Слови образование. Орфография. Культура речи”.