Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014
Повторение изученного в 5 классе - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: повторить ранее изученный материал по теме “Имя существительное”; развивать навыки работы с тестами, орфографические и орфоэпические навыки; прививать интерес к русскому языку.
Планируемые результаты: знание морфологических при им ков имени существительного; умения определять падеж существительных, применять изученные орфографические правила, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.
Ход урока 1
- Организационный момент
- Анализ контрольного диктанта и тестовой работы
III. Самоопределение к деятельности
Начинаем изучение самой большой темы этого учебного года — “Морфология и орфография”.
— Что изучает морфология?
— Какие самостоятельные части речи вы знаете?
— О какой части речи идёт речь: называет предметы и отвечает на вопросы кто?” что? (Об имени существительном.)
— Что вы уже знаете об имени существительном?
— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке?
(Повторить ранее изученный материала по теме “Имя существительное”, упражняться в распознавании имён существительных, в определении их морфологических признаков.)
- Работа по теме урока
- Беседа
— Что называется именем существительным?
— Какие грамматические характеристики имени существительного вам известны?
— Как изменяется имя существительное?
— Какова синтаксическая роль имени существительного?
- Работа по учебнику
(Упр. 242 - чтение текста, обсуждение вопросов, коллективное выполнение письменных заданий.)
Комментарии
В тексте Ю. Нагибина использованы языковые средства научного, разговорного и художественного стилей.
Одушевлённые существительные: ученик, Анна Васильевна, гости, ребята.
Неодушевлённые существительные: именем, часть, речи, предмет, (в) грамматике, книга, класс, примеры, окно, стол, дом, дорога, значительность.
Примеры существительных, обозначающих действие как Предмет; бег, труд, умывание.
Примеры существительных, обозначающих признак как предмет: белизна, красота, доброта.
- Закрепление изученного материала
- Работа по учебнику
- Упр. 243 — чтение текста, обсуждение, комментированное письмо.
- Упр. 245 — работа с таблицей, построение высказываний.
- Упр. 246 — коллективное выполнение с комментированием. (Правописание безударных гласных в окончаниях существительных следует объяснить письменно по образцу орфограммы - на первом форзаце учебника.)
Словарно-орфоэпическая работа
Прочитайте вслух слова в рамке на с. 133. Запишите их и словарик, составьте словосочетания с этими словами.
Внимательная лингвистика
Интересная история слова сланцы (в значении шлёпанцы). Сланец — это горная порода, отличающаяся слоистым строением, способностью расслаиваться. В Ленинградской области есть месторождение горючих сланцев. Город, построенный рядом в советское время, так и назвали — Сланцы. Там работал завод “Полимер”, выпускавший резиновые шлёпанцы. Многие покупатели принимали слово “Сланцы” на подошвах за название обуви. Постепенно это слово вошло в активный словарный запас и превратилось в синоним слова шлёпанцы.
- Подведение итогов урока
— Что изучает морфология?
— Что вы знаете о переходе собственных имён в нарицательные?
Домашнее задание
Выполнить работу над ошибками.
Учебник: § 44, упр. 247.
Ход урока 2
- I. Организационный момент
- II. Проверка домашнего задания
(Упр. 247 — проверка по цепочке, фонетический и морфемный разбор на доске.)
III. Работа по теме урока
- Работа по учебнику
- Упр. 248 — коллективное выполнение с комментированием, обсуждение вопроса.
(Следует обратить внимание учащихся на произношение: Ильини[шн]а, Лукини[шн]а.)
- Упр. 249 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.
Упр. 250 — комментированное заполнение таблицы.
Упр. 252 — устное выполнение.
- Объяснительный диктант
Ночная тишь, запечатать сургучом, с первым лучом, пробник на ночь, помощь товарища, волшебный меч, решение задач, посеяли с тучных пастбищ, с экипажем корабля, уколоться спицей, с чёрной птицей, налог на роскошь, с футбольным мячом, укол шприцем.
Грамматическое задание: обозначить главное и зависимое слова в словосочетаниях.
- Словарно-орфоэпическая работа
— Прочитайте вслух слова, данные в рамках на с. 134.
— Запишите их в орфоэпический словарик. Запомните, как они произносятся.
— Составьте словосочетания с этими словами.
— Запишите в орфографический словарик слово троллейбус, подчеркните орфограмму.
— Составьте предложение с этим словом. 4. Работа по учебнику
(Упр. 244 - обсуждение заданий и вопросов, подготовка к написанию письма.)
- Подведение итогов урока
— В чём особенность склонения имён существительных на -ий, -ия, -не?
— От чего зависит написание мягкого знака после шипящих на конце существительных?
— От чего зависит выбор о или е после шипящих и ц в окончаниях существительных?
Домашнее задание
Учебник: § 44, упр. 251, 253 (подготовиться к диктанту).
Ход урока 3
- I. Организационный момент
- II. Проверка домашнего задания
Упр. 251 — беседа о способах образования существительных.
Упр. 253 — подготовленный диктант.
III. Работа по теме урока
Тестовая работа (См.: КИМы. тест 11.)
- IV. Подведение итогов урока
—Какие задания вызвали у вас затруднения?
Домашнее задание
Опережающее задание: узнать о значении и происхождении — о имени.