Повторение изученного в 5 классе - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014

Повторение изученного в 5 классе - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: повторить ранее изученный материал по теме “Имя существительное”; развивать навыки работы с тестами, орфографические и орфоэпические навыки; прививать интерес к русскому языку.

Планируемые результаты: знание морфологических при им ков имени существительного; умения определять падеж существительных, применять изученные орфографические правила, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.

Ход урока 1

  1. Организационный момент
  2. Анализ контрольного диктанта и тестовой работы

III. Самоопределение к деятельности

Начинаем изучение самой большой темы этого учебного года — “Морфология и орфография”.

— Что изучает морфология?

— Какие самостоятельные части речи вы знаете?

— О какой части речи идёт речь: называет предметы и отвечает на вопросы кто?” что? (Об имени существительном.)

— Что вы уже знаете об имени существительном?

— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке?

(Повторить ранее изученный материала по теме “Имя суще­ствительное”, упражняться в распознавании имён существительных, в определении их морфологических признаков.)

  1. Работа по теме урока
  2. Беседа

— Что называется именем существительным?

— Какие грамматические характеристики имени существи­тельного вам известны?

— Как изменяется имя существительное?

— Какова синтаксическая роль имени существительного?

  1. Работа по учебнику

(Упр. 242 - чтение текста, обсуждение вопросов, коллектив­ное выполнение письменных заданий.)

Комментарии

В тексте Ю. Нагибина использованы языковые средства на­учного, разговорного и художественного стилей.

Одушевлённые существительные: ученик, Анна Васильевна, гости, ребята.

Неодушевлённые существительные: именем, часть, речи, пред­мет, (в) грамматике, книга, класс, примеры, окно, стол, дом, дорога, значительность.

Примеры существительных, обозначающих действие как Предмет; бег, труд, умывание.

Примеры существительных, обозначающих признак как предмет: белизна, красота, доброта.

  1. Закрепление изученного материала
  2. Работа по учебнику
  3. Упр. 243 — чтение текста, обсуждение, комментированное письмо.
  4. Упр. 245 — работа с таблицей, построение высказываний.
  5. Упр. 246 — коллективное выполнение с комментированием. (Правописание безударных гласных в окончаниях существительных следует объяснить письменно по образцу орфограммы - на первом форзаце учебника.)

Словарно-орфоэпическая работа

Прочитайте вслух слова в рамке на с. 133. Запишите их и словарик, составьте словосочетания с этими словами.

Внимательная лингвистика

Интересная история слова сланцы (в значении шлёпанцы). Сланец — это горная порода, отличающаяся слоистым строением, способностью расслаиваться. В Ленинградской обла­сти есть месторождение горючих сланцев. Город, построенный рядом в советское время, так и назвали — Сланцы. Там работал завод “Полимер”, выпускавший резиновые шлёпанцы. Многие покупатели принимали слово “Сланцы” на подошвах за название обуви. Постепенно это слово вошло в активный словарный запас и превратилось в синоним слова шлёпанцы.

  1. Подведение итогов урока

Что изучает морфология?

Что вы знаете о переходе собственных имён в нарицательные?

Домашнее задание

Выполнить работу над ошибками.

Учебник: § 44, упр. 247.

Ход урока 2

  1. I. Организационный момент
  2. II. Проверка домашнего задания

(Упр. 247 — проверка по цепочке, фонетический и морфемный разбор на доске.)

III. Работа по теме урока

  1. Работа по учебнику
  2. Упр. 248 — коллективное выполнение с комментированием, обсуждение вопроса.

(Следует обратить внимание учащихся на произношение: Ильини[шн]а, Лукини[шн]а.)

  1. Упр. 249 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.

Упр. 250 — комментированное заполнение таблицы.

Упр. 252 — устное выполнение.

  1. Объяснительный диктант

Ночная тишь, запечатать сургучом, с первым лучом, пробник на ночь, помощь товарища, волшебный меч, решение задач, посеяли с тучных пастбищ, с экипажем корабля, уколоться спицей, с чёрной птицей, налог на роскошь, с футбольным мячом, укол шприцем.

Грамматическое задание: обозначить главное и зависимое слова в словосочетаниях.

  1. Словарно-орфоэпическая работа

— Прочитайте вслух слова, данные в рамках на с. 134.

— Запишите их в орфоэпический словарик. Запомните, как они произносятся.

— Составьте словосочетания с этими словами.

— Запишите в орфографический словарик слово троллейбус, подчеркните орфограмму.

— Составьте предложение с этим словом. 4. Работа по учебнику

(Упр. 244 - обсуждение заданий и вопросов, подготовка к на­писанию письма.)

  1. Подведение итогов урока

— В чём особенность склонения имён существительных на -ий, -ия, -не?

— От чего зависит написание мягкого знака после шипящих на конце существительных?

— От чего зависит выбор о или е после шипящих и ц в окон­чаниях существительных?

Домашнее задание

Учебник: § 44, упр. 251, 253 (подготовиться к диктанту).

Ход урока 3

  1. I. Организационный момент
  2. II. Проверка домашнего задания

Упр. 251 — беседа о способах образования существительных.

Упр. 253 — подготовленный диктант.

III. Работа по теме урока

Тестовая работа (См.: КИМы. тест 11.)

  1. IV. Подведение итогов урока

—Какие задания вызвали у вас затруднения?

Домашнее задание

Опережающее задание: узнать о значении и происхождении — о имени.






Для любых предложений по сайту: [email protected]