Разносклоняемые имена существительные - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014

Разносклоняемые имена существительные - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: познакомить с особенностями разносклоняемых существительных: развивать орфографические навыки.

Планируемые результаты: знание особенностей разносклоняемых существительных; умения правильно употреблять разносклоняемые существительные в речи, объяснятьязыковые явления мотивации к аналитической деятельности

Ход урока

  1. I. Организационный момент
  2. II. Анализ тестовой работы

III. Самоопределение к деятельности

Нам известны три склонения имён существительных. Они отражают такую закономерность: все существительные каждого склонения изменяются по падежам одинаково, не имеют одинаковые окончания. Какие?

— Вы уже знаете особенности склонения существительных на -ии, -ие, -ия. Вспомним их.

— Попробуйте просклонять существительные время, знамя, имя.

— Что вы заметили? (Эти существительные склоняются по-особенному: в родительном, дательном и предложном падежах они имеют окончания существительных 3-го склонения, а в творительном падеже — существительных 2-склонения.)

— Чем похожи эти существительные? (Они оканчиваются на -мя.)

— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке'' (Узнать об особенностях склонения существительных, заканчивающихся на -мя.)

  1. Работа по теме урока
  2. Слово учителя

В русском языке есть одиннадцать существительных, которые склоняются (изменяются по падежам) особенным образом. Их десять существительных среднего рода на -мя: бремя, время, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя, мужского рода путь.

Как вы правильно заметили эти имена существительных в родительном, дательном и предложном падежах имеют окончание и, как существительные 3-го склонения, а в творительном падеже - окончание -ем (-ём), как существительные 2-го склоненения. В родительном, дательном, творительном, предложном падежах единственного числа и во всех падежах множественного числа у существительных на -мя появляется суффикс -ен- (ен): имени — именем — имён — именам — именами — (в) именах. Слова семя и стремя в родительном падеже множественного числа имеют суффикс -ян- (а не -ен-): семян, стремян. Кстати форму и запоминать не надо, так как суффикс ударный вряд ли возможна.

  1. Работа по учебнику

(Чтение правила и теоретического материала, обсуждение во­проса рубрики “Материалы для самостоятельных наблюдений” (с. 136).)

  1. Предупреждение речевых ошибок

— Попробуйте образовать множественное число от существи­тельных бремя, вымя, пламя, темя.

Вы никогда не слышали такие формы? Дело в том, что эти слова имеют форму только единственного числа. Крайне редко можно встретить форму множественного числа существительного вымя — вымена.

— Довольно часто можно услышать вопрос: “Сколько время?” Как вы думаете, правильно ли употреблено в вопросе суще­ствительное время? (Нет, это речевая ошибка.)

— Как правильно задать вопрос? (Сколько времени? Который час?)

  1. Закрепление изученного материала
  2. Работа по учебнику

Упр. 254 — комментированное заполнение таблицы.

Упр. 255 — самостоятельное выполнение.

Упр. 256 — устное выполнение.

Упр. 257 — самостоятельное выполнение.

  1. Объяснительный диктант

1) “Сказку о потерянном времени” написал Евгений Шварц. 2) Послушай, Ибрагим, ты человек одинокий, без роду и племени. (А.С. Пуш­кин) 3) От худого семени не жди хорошего племени. (Пословица) 4) Ответственность за судьбы других людей лежала тяжким бременем на плечах Командира. 5) Именем Тарабарского короля — арестуйте вора и негодяя! (Л.Н. Толстой) 6) В ноябрьской темени тускло светили фонари.

  1. Словарная работа

— Запишите в орфографический словарик слово вестибюль, подчеркните орфограммы.

—Выясните его значение по толковому словарю.

— Составьте предложение с этим словом.

  1. VI. Подведение итогов урока

Какие существительные называются разносклоняемыми? Почему они так называются?

Домашнее задание

  1. Выполнить работу над ошибками.
  2. Учебник: § 45, упр. 258 (подготовиться к диктанту).
  3. Придумать стихотворение или небольшой рассказ, куда во­шли бы все одиннадцать разносклоняемых существительных.





Для любых предложений по сайту: [email protected]