Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014
Степени сравнения имён прилагательных - ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: дать понятие о степенях сравнения прилагательных; показать синтаксическую роль прилагательных в формах сравнительной и превосходной степени; формировать представление о синтаксической синонимии; развивать навыки работы с тестами.
Планируемые результаты: знание степеней сравнения прилагательных, способов их образования, грамматических и синтаксических особенностей прилагательных в разных формах сравнительной и превосходной степени; умения различать сравнительную и превосходную степень сравнения прилагательных, образовывать простую и составную формы степеней сравнения, пользоваться в речи синтаксической синонимией, объяснять языковые явления, работать с тестами, работать в парах; развитие мотивации к аналитической деятельности.
Ход урока 1
- I. Организационный момент
- II. Анализ сочинений
III. Проверка домашнего задания
(Пересказ описаний природы из произведений А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, М.М. Пришвина.)
- Самоопределение к деятельности
Только что мы услышали пересказы описаний природы из произведений классиков нашей литературы. Удивительно, как словами передаются едва заметные изменения в природе, тончайшие чувства человека, как в нашем сознании возникают образы — картины природы, картины жизни.
— Давайте рассмотрим одно из предложений.
(Запись предложения под диктовку на доске и в тетрадях.)
“Да где же это я?” — повторил я опять вслух, остановился в третий раз и вопросительно посмотрел на свою английскую жёлто-пегую собаку Дианку, решительно умнейшую изо всех четвероногих тварей.
— Из какого произведения взято это предложение? (Из рассказа И. С. Тургенева “Бежин луг”.)
— Дайте устную синтаксическую характеристику предложения.
— Подчеркните прилагательные как члены предложения.
— Объясните лексическое значение прилагательных. Укажите способ их образования.
Комментарии
Английская — здесь: английской породы Жёлто-белая — жёлтая с большими пятнами, крапинами. Умнейшая — самая умная, наиболее умная. Четвероногие — синоним слова животные.
— Обратите внимание на прилагательное умнейшая. Что вы можете сказать о нём? (Это прилагательное показывает, что Дианка не просто умная, она превосходит других собак по этому признаку.)
— Запишите следующее предложение.
Владимир остановился, сел на холодный дёрн, и мысли одна другой мрачнее стеснились в душе его...
— Из какого произведения взято это предложение? (Из романа А.С. Пушкина “Дубровский”.)
— Сделайте синтаксический разбор предложения. Обратите внимание на прилагательные-определения.
— Какие мысли одолевали Владимира Дубровского? Что значит “одна другой мрачнее”? (Каждая мысль была более мрачная, чем предыдущая.)
— Как образовано прилагательное мрачнее? (С помощью суффикса -ее от прилагательного мрачный.)
— Это прилагательное входит в состав фразеологического оборота одна другой мрачнее.
— Что общего у прилагательных умнейшая и мрачнее и чем они отличаются?
— О чём мы будем говорить сегодня на уроке? Какие задачи поставим перед собой? (Познакомиться с формами имён прилагательных, которые показывают степень проявления признака у данного предмета, лица, явления в сравнении с другими предметами, лицами, явлениями.)
- Работа по теме урока
- Работа по учебнику
(Чтение теоретического материала (с. 10—15).)
- Работа с таблицей
(Учитель составляет таблицу на доске, учащиеся — в тетрадях.)
Степени сравнения имён прилагательных
Сравнительная |
Превосходная |
|
Простая |
умнее, мрачнее |
умнейшая, мрачнейшие |
Составная |
более умная, более мрачные |
самая умная, самые мрачные |
- Закрепление изученного материала
- Работа по учебнику
- Упр. 330 — коллективное выполнение с комментированием, работа с синонимами (в рамке на с. 116 Комментарии
Прилагательные гигантский, исполинский, колоссальный не образуют степеней сравнения, поэтому их нельзя использовать вместо слова крупнейших.
- Упр. 331 — обсуждение, составление предложений.
Комментарии
Пары прилагательных: дорогой — дороже, сладкий - слаще, лёгкий — легче.
Дополнительные вопросы
— В какой форме стоят вторые прилагательные этих пар? (В простой форме сравнительной степени.)
— Как образованы эти прилагательные? (С помощью суффикса -е от основ начальной формы прилагательных.)
— Что произошло с основами этих прилагательных? (При присоединении суффикса -е произошло чередование согласных, а в слове слаще — ещё и отсечение от основы начальной формы суффикса -к.)
- Упр. 332 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой по цепочке.
- Словарно-орфоэпическая работа
Прочитайте вслух слова, данные в рамках на с. 11, 12.
Запишите их в орфоэпический словарик, поставьте ударение. Запомните, как они произносятся.
Составьте словосочетания с этими словами.
VII. Подведение итогов урока
— Какие степени сравнения имеют имена прилагательные? Что показывают степени сравнения? Приведите примеры.
— Как образуется простая форма сравнительной степени?
— От каких основ образуется простая форма сравнительной степени прилагательных малый (маленький), плохой, хороший!
Домашнее задание
Учебник: § 57, упр. 333.
Рабочая тетрадь: задание 63.
Ход урока 2
- I. Организационный момент
- II. Проверка домашнего задания
- Упр. 333 — чтение по цепочке, морфологический и синтаксический разбор на доске.
— Как образуется составная форма сравнительной степени?
— Как образуются простая и составная формы превосходной степени?
- Задание 63 из рабочей тетради — взаимопроверка.
III. Актуализация знаний
— Сделайте синтаксический разбор предложения. Дайте характеристику прилагательных.
И вот первый луч, скользнув по верхушкам ближайших, очень маленьких ёлочек, наконец-то заиграл на щеках у детей.
— Из какого произведения взято это предложение? (Из сказки-были М.М. Пришвина “Кладовая солнца”.)
- Работа по теме урока
- Работа по учебнику
Упр. 334 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.
Упр. 335 — выразительное чтение стихотворения, комментированное письмо, коллективное выполнение задания, морфологический разбор выполняется на доске.
Упр. 336 — коллективное выполнение на доске и в тетрадях, пояснения учителя о синтаксической синонимии: Солнце больше Земли — Солнце больше, чем Земля.
Упр. 337 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.
- Выполнение задания в рабочей тетради
(Задание 64 — работа в парах.)
- Подведение итогов урока
— Как образуются простая и составная формы сравнительной и превосходной степени?
— В каком стиле чаще употребляется составная форма сравнительной степени?
— Поясните явление синтаксической синонимии на примере форм сравнительной степени прилагательных.
— Какова синтаксическая роль прилагательных в формах простой и составной сравнительной и превосходной степени?
Домашнее задание
Учебник: § 57, упр. 339 (быть готовыми показать топонимы на географической карте).
Рабочая тетрадь: задание 62, подготовить рассказ о степенях сравнения имён прилагательных по схеме (с. 35).
Ход урока 3
- I. Организационный момент
- II. Проверка домашнего задания
Рассказ о степенях сравнения имён прилагательных по схеме из рабочей тетради (с. 35).
Упр. 339 — чтение предложений, составленных учащимися, показ топонимов на географической карте.
III. Работа по теме урока
- Работа по учебнику
(Упр. 338 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой, обсуждение вопросов и заданий.)
- Выполнение задания в рабочей тетради
(Задание 65 - устное выполнение.)
- Тестовая работа
(См.: КИМы, тест 16 (кроме задания С1).)
- Подведение итогов урока
— Какие задания вызвали у вас затруднения?
Домашнее задание
Рабочая тетрадь: письменно ответить на вопрос к заданию 65.