Степени сравнения имён прилагательных - ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014

Степени сравнения имён прилагательных - ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: дать понятие о степенях сравнения прилагательных; показать синтаксическую роль прилагательных в формах срав­нительной и превосходной степени; формировать представление о синтаксической синонимии; развивать навыки работы с тестами.

Планируемые результаты: знание степеней сравнения при­лагательных, способов их образования, грамматических и син­таксических особенностей прилагательных в разных формах сравнительной и превосходной степени; умения различать срав­нительную и превосходную степень сравнения прилагательных, образовывать простую и составную формы степеней сравнения, пользоваться в речи синтаксической синонимией, объяснять язы­ковые явления, работать с тестами, работать в парах; развитие мотивации к аналитической деятельности.

Ход урока 1

  1. I. Организационный момент
  2. II. Анализ сочинений

III. Проверка домашнего задания

(Пересказ описаний природы из произведений А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, М.М. Пришвина.)

  1. Самоопределение к деятельности

Только что мы услышали пересказы описаний природы из произведений классиков нашей литературы. Удивительно, как словами передаются едва заметные изменения в природе, тончай­шие чувства человека, как в нашем сознании возникают образы — картины природы, картины жизни.

— Давайте рассмотрим одно из предложений.

(Запись предложения под диктовку на доске и в тетрадях.)

“Да где же это я?” — повторил я опять вслух, остановился в третий раз и вопросительно посмотрел на свою английскую жёлто-пегую собаку Дианку, решительно умнейшую изо всех четвероногих тварей.

Из какого произведения взято это предложение? (Из рас­сказа И. С. Тургенева “Бежин луг”.)

Дайте устную синтаксическую характеристику предложения.

Подчеркните прилагательные как члены предложения.

Объясните лексическое значение прилагательных. Укажите способ их образования.

Комментарии

Английская — здесь: английской породы Жёлто-белая — жёлтая с большими пятнами, крапинами. Умнейшая — самая умная, наиболее умная. Четвероногие — синоним слова животные.

Обратите внимание на прилагательное умнейшая. Что вы можете сказать о нём? (Это прилагательное показывает, что Дианка не просто умная, она превосходит других собак по этому признаку.)

Запишите следующее предложение.

Владимир остановился, сел на холодный дёрн, и мысли одна другой мрачнее стеснились в душе его...

Из какого произведения взято это предложение? (Из романа А.С. Пушкина “Дубровский”.)

Сделайте синтаксический разбор предложения. Обратите внимание на прилагательные-определения.

Какие мысли одолевали Владимира Дубровского? Что зна­чит “одна другой мрачнее”? (Каждая мысль была более мрач­ная, чем предыдущая.)

Как образовано прилагательное мрачнее? (С помощью суф­фикса -ее от прилагательного мрачный.)

Это прилагательное входит в состав фразеологического обо­рота одна другой мрачнее.

Что общего у прилагательных умнейшая и мрачнее и чем они отличаются?

О чём мы будем говорить сегодня на уроке? Какие зада­чи поставим перед собой? (Познакомиться с формами имён прилагательных, которые показывают степень проявления признака у данного предмета, лица, явления в сравнении с дру­гими предметами, лицами, явлениями.)

  1. Работа по теме урока
  2. Работа по учебнику

(Чтение теоретического материала (с. 10—15).)

  1. Работа с таблицей

(Учитель составляет таблицу на доске, учащиеся — в тетрадях.)

Степени сравнения имён прилагательных


Сравнительная

Превосходная

Простая

умнее, мрачнее

умнейшая, мрачнейшие

Составная

более умная, более мрачные

самая умная, самые мрачные

  1. Закрепление изученного материала
  2. Работа по учебнику
  3. Упр. 330 — коллективное выполнение с комментированием, работа с синонимами (в рамке на с. 116 Комментарии

Прилагательные гигантский, исполинский, колоссальный не об­разуют степеней сравнения, поэтому их нельзя использовать вме­сто слова крупнейших.

  1. Упр. 331 — обсуждение, составление предложений.

Комментарии

Пары прилагательных: дорогой — дороже, сладкий - слаще, лёгкий — легче.

Дополнительные вопросы

— В какой форме стоят вторые прилагательные этих пар? (В простой форме сравнительной степени.)

— Как образованы эти прилагательные? (С помощью суффик­са -е от основ начальной формы прилагательных.)

— Что произошло с основами этих прилагательных? (При присоединении суффикса -е произошло чередование согласных, а в слове слаще — ещё и отсечение от основы начальной формы суффикса -к.)

  1. Упр. 332 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой по цепочке.
  2. Словарно-орфоэпическая работа

Прочитайте вслух слова, данные в рамках на с. 11, 12.

Запишите их в орфоэпический словарик, поставьте ударе­ние. Запомните, как они произносятся.

Составьте словосочетания с этими словами.

VII. Подведение итогов урока

— Какие степени сравнения имеют имена прилагательные? Что показывают степени сравнения? Приведите примеры.

— Как образуется простая форма сравнительной степени?

— От каких основ образуется простая форма сравнитель­ной степени прилагательных малый (маленький), плохой, хороший!

Домашнее задание

Учебник: § 57, упр. 333.

Рабочая тетрадь: задание 63.

Ход урока 2

  1. I. Организационный момент
  2. II. Проверка домашнего задания
  3. Упр. 333 — чтение по цепочке, морфологический и синтак­сический разбор на доске.

— Как образуется составная форма сравнительной степени?

— Как образуются простая и составная формы превосходной степени?

  1. Задание 63 из рабочей тетради — взаимопроверка.

III. Актуализация знаний

— Сделайте синтаксический разбор предложения. Дайте ха­рактеристику прилагательных.

И вот первый луч, скользнув по верхушкам ближайших, очень ма­леньких ёлочек, наконец-то заиграл на щеках у детей.

— Из какого произведения взято это предложение? (Из сказ­ки-были М.М. Пришвина “Кладовая солнца”.)

  1. Работа по теме урока
  2. Работа по учебнику

Упр. 334 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.

Упр. 335 — выразительное чтение стихотворения, коммен­тированное письмо, коллективное выполнение задания, морфо­логический разбор выполняется на доске.

Упр. 336 — коллективное выполнение на доске и в тетрадях, пояснения учителя о синтаксической синонимии: Солнце больше Земли — Солнце больше, чем Земля.

Упр. 337 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.

  1. Выполнение задания в рабочей тетради

(Задание 64 — работа в парах.)

  1. Подведение итогов урока

— Как образуются простая и составная формы сравнительной и превосходной степени?

— В каком стиле чаще употребляется составная форма срав­нительной степени?

— Поясните явление синтаксической синонимии на примере форм сравнительной степени прилагательных.

— Какова синтаксическая роль прилагательных в формах простой и составной сравнительной и превосходной сте­пени?

Домашнее задание

Учебник: § 57, упр. 339 (быть готовыми показать топонимы на географической карте).

Рабочая тетрадь: задание 62, подготовить рассказ о степенях сравнения имён прилагательных по схеме (с. 35).

Ход урока 3

  1. I. Организационный момент
  2. II. Проверка домашнего задания

Рассказ о степенях сравнения имён прилагательных по схе­ме из рабочей тетради (с. 35).

Упр. 339 — чтение предложений, составленных учащимися, показ топонимов на географической карте.

III. Работа по теме урока

  1. Работа по учебнику

(Упр. 338 — самостоятельное выполнение с последующей про­веркой, обсуждение вопросов и заданий.)

  1. Выполнение задания в рабочей тетради

(Задание 65 - устное выполнение.)

  1. Тестовая работа

(См.: КИМы, тест 16 (кроме задания С1).)

  1. Подведение итогов урока

— Какие задания вызвали у вас затруднения?

Домашнее задание

Рабочая тетрадь: письменно ответить на вопрос к заданию 65.






Для любых предложений по сайту: [email protected]