ПРАВИЛА УПОТРЕБЛЕНИЯ Ь И Ъ

Уроки русского языка в 7 классе - поурочные планы

ПРАВИЛА УПОТРЕБЛЕНИЯ Ь И Ъ

Цели:

1. Закрепление умения владеть орфографическим словарем.

2. Закрепление навыка употребления на письме ь и ъ.

3. Пунктуационный повтор.

Оборудование, наглядность: карточки-подсказки.

Ход урока

I. Актуализация знаний.

1. Беседа: Зачем нужны правила орфографии? Казалось бы, чего проще - как слышим, так и пишем. Но вспомните текст упр. 22 (транскрипция предложения) - как непросто было прочитать эту запись. Правила орфографии русского языка несложны. Нужно просто знать их и уметь применять. Цель наших последующих уроков: привести в систему свои знания, писать грамотно и уверенно.

2. Проверка домашнего задания.

Упр. 68 (2): выразительно прочитать; прочитать выписанные слова: а) чувств, честными; б) уважать, спасительно, облегчит.

Упр. 68 (3): объяснить знаки препинания (в сложном предложении, между однородными членами предложения).

3. Устно ответить на вопросы упр. 69.


II. Повторение и углубление знаний.

1. Исследование схемы карточки-подсказки № 3.

2. Выборочное списывание.

Из упр. 70 выписать 4 слова. Попросить объяснить, по какому принципу будем выписывать слова (чтобы они иллюстрировали правило).

3. Дописать в карточку иноязычные слова с ъ, проверив по словарю (из упр. 72: инъекция, трансъяпонский, конъюнктура).

4. Тестовая диагностика.

1) В какой строчке во всех словах пропущен ъ:

а) ш...ющий, раз...езд, объективный;

б) с...узить, с...емка, с...еденный;

в) из...ян, из...ездить, из...яснятъ (или ин...екция);

г) пеб...ющийся, под ...емпик, п...еса.

2) В какой строчке во всех словах пропущен ь:

а) меж ...ярусный, сверх ...естественный;

б) компьютер, побереж...е, в...ющиеся;

в) ад...ютант, я...ющийся, контр...меры,

г) бур...ян, буя...он, кур... ер:

д) в...едливый, об...ятия, медал...он.

3) В какой строчке пропущенный ь является разделительным:

а) вз... ерошенный, воров...и, с ...ежился;

б) раз ...яренный, наслажден...е, об...ект;

в) волнен...я, пас...янс, фел...етон.

Правильный ответ: 1) в; 2) б; 3) в.


III. Диагностика усвоения.

1. Выборочный диктант.

Задание: из предложений выписать слота с разделительными ъ и ь.

1) Не за то бьют волка, что сер, а за то, что овцу съел.

2) На работу с радостью, с работы — с гордостью.

3) Не разгрызешь ореха - не съешь ядра.

4) Необъясненное не значит необъяснимое.

5) Разъяренная река пенилась и охлестывала волнами гранитные парапеты набережной.

6) Высокий зеленый бурьян рос на том месте, где когда-то был двор.

7) В газете опубликовано интервью с руководителем иностранной делегации.

8) Настал день долгожданной премьеры.

9) На заре человеческой жизни почти любое явление природы казалось людям сверхъестественным.

10) В такую вьюжную ночь нетрудно было сбиться с пути.

11) Мы предъявит ему ряд требований.

12) По сторонам виднелись заячьи следы.


2. Диктант «Проверяю себя».

- Кыш, разбойники! Я вас, оглашенные!

Я невольно улыбнулся: это вечно пьяненький завхоз Егор Петрович, по прозвищу Птичья Гроза, гонял скворцов. Голос у него визгливый, въедливый. Волосы взъерошены, выгоревшая рубаха надулась парусом, потом съежилась, сузилась на спине. Вот он отбросил шест, откуда-то из кустов выхватил старенькое охотничье ружьецо и выпалил дробью в огромную скворечью стаю.

(По В. Чудаковой)


IV. Домашнее задание: составить перфокарту ъ-ь (не менее 21 слова), упр. 73 письменно.

Слова к перфокартам: портьера, субъект, предъявить, обезьяна, лисья, въявь, сэкономить, мелколесье, рьяный, предъявитель, пьеса, бульон, разъяренный, бьем, трехэтажный, съездить, межъярусный, безъядерный, карьер, барьер, инъекция, вьюнок, фельдъегерь, соловьи, небьющийся.






Для любых предложений по сайту: [email protected]