Р.РД. Слушание-понимание текстов разных стилей и типов речи - ПРИЧАСТИЕ - ВСЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА 7 класс

Все уроки Русского языка 7 класс

Р.РД. Слушание-понимание текстов разных стилей и типов речи - ПРИЧАСТИЕ - ВСЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА 7 класс

Цель: повторить сведения о тексте и стилях речи; вырабатывать умение определять стиль текста; совершенствовать умение различать разные типы и стили речи; учить составлять сложный план.

Оборудование: учебник, учебные тексты разных стилей.

Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.

Слово дано для того человеку,

чтобы свои понятия сообщать другому.

М. В. Ломоносов

ХОД УРОКА

I. Организационный этап


II. Актуализация опорных знаний

1. Беседа

• Что такое текст?

• Как связываются предложения в тексте?

• Вспомните основные типы речи и вопросы, по которым вы их узнаете. (Типы речи можно различать по вопросам: к повествованию ставится вопрос что произошло?; к описанию — какой?; к рассуждению — почему?)


III. Мотивация учебной деятельности

Слово учителя

— Дорогие ребята! Сегодняшний урок даст вам представление об особенностях построения текстов, разных с точки зрения используемых типов и стилей речи, вы научитесь создавать связные высказывания и формировать необходимые для этого речевые умения.

В зависимости от содержания и построения высказывания различают три основные типа речи — повествование, описание и рассуждение. В высказывании может быть представлен один из этих типов речи, но чаще они по-разному сочетаются.


IV. Работа над темой урока

1. Чтение учителем текстов и их языковой анализ

1) а) Сколько всего на свете языков — никто не знает. Называют и 2000, и 3000, и другие числа. Это и понятно. Если языки Европы можно перечислить довольно точно, то учесть, допустим, все негритянские наречия Африки невозможно. (Детская энциклопедия)

б) Прилагательное синий в момент своего рождения значило блестящий, сияющий. Это общеславянское слово образовано было с помощью суффикса -н- от той же основы си-, что и глагол сиять. (Н. М. Шанский. В мире слов)

Беседа

• Расскажите, какую информацию вы получили из содержания первого и второго текста.

• Сделайте вывод: к какому стилю они относятся и почему.

• Назовите книги, из которых взяты данные тексты.

2) а) — Скажи-ка, почему снегирей снегирями зовут?

— Не знаю.

— Думай! Снег — снегирь... Ну?..

— К нам со снегом прилетают?! Да?!

— Конечно. (Из разговора)

б) Снегирь. Птица названа так потому, что прилетает к нам с севера вместе с первым снегом и заморозками. (Из словаря)

3) а) Слово «витамин» — международный научный термин, образованный от латинского «вита» (жизнь) и обозначающий: вещество, необходимое для жизни. (Л. Успенский)

б) При сложении двух натуральных чисел получается новое натуральное число, называемое суммой этих чисел. Числа, которые складывают, называют слагаемыми. (Из учебника математики)

Беседа

• Определите стиль текстов; докажите правильность своего ответа.

• Приведите свои примеры текстов научного стиля.

• Объясните письменно:

♦ Почему в слове снегирь третья буква е?

♦ Почему в слове витамины вторая буква и?

• В каждой группе слов, одинаковых или близких по значению, укажите такие, которые в научном стиле обычно не употребляют: глаза, очи, буркалы; хороший, славный, добрый; молчать, помалкивать; рядышком, рядком.

4) ПЛОХО

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький, взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.

В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

— Как вам не стыдно!

— А что стыдно? Мы ничего не делали!— удивились мальчики.

— Вот это и плохо!— гневно ответила женщина. (В. Осеева)

Беседа

• Прочитайте текст, определите тип речи; своё мнение обоснуйте.

• Что выражено в названии рассказа: тема или основная мысль?

• Объясните знаки препинания при диалоге.

5) Одно из самых сильных впечатлений в моей жизни — посещение крестьянской семьи на русском Севере, в селе Коле, недалеко от Мурманска. Помню, меня поразили чистота в избе, красота русского наряда хозяйки, вся церемония приёма гостей, который был оказан нам — обычным ленинградским (тогда петроградским) школьникам. И разговор был степенный, без торопливости, приветливый и обстоятельный, и обед — по заведённому исстари ритуалу. Во всём чувствовалась высокая, веками складывающаяся культура! Культура обладает драгоценнейшим свойством соединять прошлое, настоящее и будущее. Она передаётся из поколения в поколение — накапливается.

Нередко считают, что культурный человек — это тот, кто много читал, получил хорошее образование, знает несколько языков. Между тем можно обладать всем этим и не быть культурным. Та крестьянская семья на Севере, которая запомнилась мне на всю жизнь, обладала подлинной культурой, потому что прежде всего обладала способностью к пониманию других, терпимо относилась к миру и к людям.

Приветливость, доброта делают человека красивее. Лицо же человека, искажённое злобой, становится безобразным. (Д. С. Лихачёв)

Беседа

• В школьном словаре даются такие значения слова культура: «совокупность достижений человечества в производственной, общественной и духовной жизни»; «образованность, начитанность, а также совокупность условий жизни, соответствующих потребностям просвещённого человека». Как дополняет Д. Лихачёв значение слова культура?

• Отметьте в тексте средства публицистического стиля.


2. Аудирование

Чтение учителем текста

АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК

[Богатый купец в разных странах искал в подарок своей дочери аленький цветочек. Он нашёл и сорвал его в саду возле таинственного дворца. Хозяин — зверь лесной, чудо морское — отпустил его на три дня домой, но потребовал или возвратиться, или прислать вместо себя одну из дочерей — ту, которая сама согласиться пойти вместо отца. Согласилась самая младшая дочь.]

Прошёл третий день и третья ночь, пришла пора расставаться с дочерью меньшою, любимою; он целует, милует её, горючими слезами обливает и кладёт на неё крестное благословение своё родительское. Вынимает он перстень зверя лесного, чуда морского, из ларца кованого, надевает перстень на правый мизинец меньшой, любимой дочери — и не стало её в ту же минуточку со всеми её пожитками.

Очутилась она во дворце зверя лесного, чуда морского, во палатах высоких, каменных, из резного золота со ножками хрустальными, на пуховике пуха лебяжьего, покрытом золотой камкой; ровно она и с места не сходила, ровно она целый век тут жила, ровно легла почивать да проснулася. Заиграла музыка согласная, какой отродясь она не слыхивала.

Встала она с постели пуховой и видит, что все пожитки её и цветочек аленький в кувшине позолоченном тут же стоят и расставлены на столах зелёных малахита медного и что в той палате много добра и скарба всякого, есть на чём посидеть-полежать, есть во что приодеться, есть во что посмотреться. И была одна стена вся зеркальная, а другая стена золоченая, а третья стена вся серебряная, а четвёртая стена из кости слоновой и мамонтовой, самоцветными яхонтами вся разубранная; и подумала она: «Должно быть, это моя опочивальня».

Захотелось ей осмотреть весь дворец, и пошла она осматривать все его палаты высокие, и ходила она немало времени, на все диковинки любуючись; одна была краше другой, и все краше того, как рассказывал честной купец, государь её, батюшка родимый. Взяла она из кувшина золоченого любимый цветочек аленький, сошла она в зелёные сады, и запели ей птицы свои песни райские, а деревья, кусты и цветы замахали своими верхушками и ровно перед ней преклонилися; выше забили фонтаны воды, и громче зашумели ключи родниковые; и нашла она то место высокое, пригорок муравчатый, на котором сорвал честной купец цветочек аленький, краше которого нет на всём белом свете. И вынула она тот аленький цветочек из кувшина золоченого и хотела посадить на место прежнее; но сам он вылетел из рук её и прирос к стеблю прежнему и расцвёл краше прежнего.

Подивилася она такому чуду чудному, диву дивному, порадовалась своему цветочку аленькому, заветному и пошла назад в палаты свои дворцовые; и в одной из них стоит стол накрыт, и только она подумала: «Видно, зверь лесной, чудо морское, на меня не гневается, и будет он ко мне господин милостивый»,— как на белой мраморной стене появилися словеса огненные:

«Не господин я твой, а послушный раб. Ты моя госпожа, и всё, что тебе пожелается, что тебе на ум придёт, исполнять я буду с охотою».

Прочитала она словеса огненные, и пропали они со стены мраморной, как будто их никогда не бывало там. И вспало ей на мысли написать письмо своему родителю и дать о себе весточку. Не успела она о том подумати, как видит она: перед ней бумага лежит, золотое перо со чернильницей. Пишет она письмо к своему батюшке родимому и сестрицам своим любезным:

«Не плачьте обо мне, не горюйте, я живу во дворце у зверя лесного, чуда морского, как королевишна; самого его не вижу и не слышу, а пишет он ко мне на стене беломраморной словесами огненными, и знает он всё, что у меня на мысли. И в ту же минуту всё исполняет, и не хочет он называться господином моим, а меня называет госпожой своей».

Не успела она письмо написать и печатью припечатать, как пропало письмо из рук и глаз её, словно его тут и не было, и улетело оно к батюшке.

(560 сл.) (С. Аксаков)


Проверка понимания прочитанного

1. Что испытывал купец, прощаясь с дочерью?

1) Тайную радость.

2) Надежду, горе, страх.

3) Гнев, беспомощность.

2. Как купеческая дочь очутилась во дворце?

1) Мгновенно перенеслась туда, как только отец сказал магическое слово.

2) Мгновенно перенеслась туда, как только отец надел ей перстень.

3) Зверь лесной прислал за ней.

3. Каким был дворец, в котором она оказалась?

1) Очень богатым, но тёмным, мрачным.

2) Очень богатым, но плохо приспособленным для жизни обычного человека.

3) Богатым, полным диковинок и удобным для житья.

4. Кого увидела купеческая дочь, оказавшись во дворце?

1) Никого.

2) Молчаливых слуг.

3) Зверя лесного, чудо морское.

5. Что было вокруг дворца?

1) Лес дремучий.

2) Живописный запущенный сад.

3) Ухоженный сад.

6. Какой была атмосфера во дворце?

1) Спокойной, доброжелательной.

2) Тревожной, угрожающей.

3) Внешне спокойной, но не внушающей доверия.

7. Что случилось с аленьким цветочком?

1) Купеческая дочь посадила его на прежнее место.

2) Купеческая дочь держала его в золочёном кувшине и любовалась им.

3) Цветок сам вылетел из рук хозяйки и прирос к прежнему стеблю.

8. Как общалась купеческая дочь с хозяином дворца?

1) Он читал её мысли, и в ответ на стене появлялись слова.

2) Он читал её мысли и присылал ответ на золотой тарелочке.

3) Она говорила, и в ответ на стене появлялись слова.

9. Кем считал зверь лесной свою пленницу?

1) Своей гостьей.

2) Своей госпожой.

3) Своей ученицей.

10. Что написала купеческая дочь домой?

1) Что она скучает по дому.

2) Что хозяин дворца к ней хорошо относится.

3) Что хозяин дворца к ней хорошо относится и она хотела бы увидеть его.

11. Какой показана в сказке купеческая дочь?

1) Преданной, храброй, обходительной.

2) Заботливой, безбоязненной, безучастной.

3) Деликатной, спокойной, беспомощной.

12. В сказке часто употребляется слово «палата». Что оно обозначает?

1) Комнату для больных.

2) летнее открытое помещение.

3) Большую, богато убранную комнату.


V. Домашнее задание

Повторить теоретический материал о типах и стилях речи.






Для любых предложений по сайту: [email protected]