Все уроки Русского языка 7 класс
Образование деепричастий. Деепричастия совершенного вида - ДЕЕПРИЧАСТИЕ - ВСЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА 7 класс
Цель: ознакомить со способами образования деепричастий; дать понятие о деепричастиях совершенного вида и способах их образования; совершенствовать правописные умения и навыки.
Оборудование: учебник, учебные тексты, таблицы.
Тип урока: комбинированный.
Чужой язык распространяется не пожарами и саблею,
а собственным обилием и превосходством.
А. С. Пушкин
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
1. Беседа
• Что называется деепричастным оборотом?
• Какими членами предложения являются деепричастия и деепричастные обороты?
• Как выделяются деепричастия и деепричастные обороты на письме?
2. Практическая работа с языковым материалом
О каких основных действиях говорится в отрывке? Какими средствами языка Н. В. Гоголь добивается яркого, образного описания этих действий? Спишите. Найдите, графически выделите одиночные деепричастия и деепричастные обороты.
А из города уже выступало неприятельское войско, гремя в литавры и трубы. Подбоченясь, выезжали паны, окружённые несметными слугами. И стали наступать они тесно на козацкие таборы, грозя, нацеливаясь пищалями, сверкая очами и блеща медными доспехами. Дымом затянуло всё поле, а запорожцы всё палили, не переводя дух.
III. Мотивация учебной деятельности
Слово учителя
— Деепричастия не имеют самостоятельного значения времени, так как они обозначают действие либо одновременное с основным действием, либо предшествующее ему.
Деепричастия совершенного вида обозначают чаще всего действие, предшествующее основному действию. Они обозначают относительно прошедшее время со значением результата действия.
IV. Изучение нового материала
1. Ознакомление с таблицами (с комментариями учителя)
Деепричастие
Вид деепричастий |
Какое добавочное действие обозначают |
Примеры |
Несовершенный |
Добавочное, одновременное с тем, которое выражается глаголом-сказуемым |
Чеканя шаг, за рядом ряд прошла гвардейцев рота (Н. Суслов) (Рота шла и при этом чеканила шаг.) |
Совершенный |
1) Добавочное, предшествующее действию глагола-сказуемого. 2) Иногда — добавочное, одновременное с основным. 3) Редко — добавочное, которое совершается после основного |
Соскочив с постели, Павел подошёл к окну (Н. Островский) (Раньше соскочил, потом подошёл.) Нахохлившись, отдыхают птицы (М. Шолохов) (Одновременно нахохлились и отдыхают.) Разорвался снаряд, вздыбив землю. (Сначала разорвался снаряд, потом вздыбилась земля.) |
Деепричастия совершенного вида
Деепричастия |
На какие вопросы отвечают |
Как образуются |
Примеры |
Совершенного вида (законченное добавочное действие, которое, как правило, совершается до начала основного действия) |
Что сделав? |
Основа неопределённой формы глагола совершённого вида + суффиксы -в, -вши, -ши |
Выскочить → выскочив выскочить → выскочивши Испечь → испёкши |
Основа простого будущего времени глагола + суффикс -а(-я) |
прищурятся → прищурясь |
2. Ознакомление с теоретическим материалом учебника (С. 159—160)
V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся
1. Практическая работа с языковым материалом
Образуйте деепричастия совершенного вида, затем с тремя-четырьмя деепричастиями составьте предложения.
Посетить, прочитать. Отправить, взрыхлить, смастерить, припугнуть, улыбнуться, прилететь, приземлиться, оттолкнуться.
2. Работа с упражнениями учебника.
Упражнения 406, 407, 408 (письменно).
VI. Рефлексия. Подведение итогов урока
Беседа
• Какие значения имеют деепричастия совершенного и несовершенного вида?
• С помощью каких суффиксов образуются деепричастия совершенного вида? Приведите примеры.
VII. Домашнее задание
1. Выучить теоретический материал по теме урока.
2. Выполнить упражнение 410 (письменно).