Уроки Русского языка в 8 классе поурочные планы
ВИДЫ СВЯЗИ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ
Цели:
1. Закрепление умения вычленять словосочетания из предложения и объяснять орфографию, зависящую от синтаксической конструкции.
2. Формирование умения правильного употребления словосочетаний в предложении.
3. Формирование умения делать синтаксический разбор предложения.
Оборудование, наглядность: схема-таблица «Виды связи в словосочетании».
Оформление записей, постановка целей урока (можно предложить учащимся).
Ход урока
I. Синтаксическая разминка.
Учитель: Подберите к словосочетаниям синонимичные: материнские заботы — заботы матери, расчётные таблицы - таблицы для расчёта, драматический театр - театр драмы.
Докажите, что это словосочетания, скажите, изменилось ли смысловое значение. (Нет.) А синтаксическая характеристика? (Да.) Изменилась схема, так как зависимым словом стало существительное вместо прилагательного. Изменился и вид связи. Как именно - мы узнаем сегодня на уроке.
II. Изучение нового материала.
1. Изучение теоретического материала на с. 24.
Задание: название видов связи найдите, произнесите.
2. Исследование таблицы.
Согласование |
Управление |
Примыкание |
Главное слово |
Главное слово |
Главное слово |
+ |
+ |
+ |
причастие |
существительное |
наречие |
прилагательное |
местоимение |
деепричастие |
местоимение |
инфинитив |
числительное |
в косвенном падеже |
3. Конструирование предложений.
Задание: закончите предложения:
Примыкают ... (наречия, деепричастия, инфинитив). Согласовываются ... (причастия, прилагательные, местоимения, числительные).
Управляют ... (существительным или местоимением в косвенном падеже).
4. Определите вид связи в словосочетаниях из разминки.
1-й столбик - согласование, 2-й - управление.
III. Тренировочные упражнения.
1. Выборочное списывание
Задание: выберите из предложенных вариантов словосочетания, сделайте их синтаксический разбор, определите вид связи:
1) весеннее солнце
2) быстро плавит
3) солнце плавит
4) с полей.
Словосочетания под номерами 1) (согласование) и 2) (примыкание); придумайте словосочетание с управлением, которое могло бы войти в контекст предложения с данными словосочетаниями. Например, плавит снег.
2. Орфографическо-лексическая работа.
а) Учитель: Чем различаются словосочетания: стриженый мальчик и коротко стриженный?
(У этих словосочетаний общее слово «стриженый», но в первом словосочетании оно зависимое, вопрос задаётся к нему, оно согласовывается с существительным в числе, роде и падеже. Во втором - выполняет роль главного слова, вопрос задаётся уже от него, а так как есть зависимое слово, то отглагольное прилагательное превращается в причастие и в суффикс добавляется ещё одна буква «н».)
Составьте подобные конструкции со словами печёный, кованый.
б) Учитель: Составьте 6 словосочетаний со словами, написанными на доске таким образом, чтобы были использованы разные виды связи Для того чтобы правильно написать эти слова, в одном из столбиков есть подсказка — правильный вариант. Найдите этот столбик (№ 3).
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Ф...нтазия |
а |
о |
а |
0 |
Т...лантливый |
а |
о |
а |
а |
Тр...диционно |
о |
а |
а |
а |
К...ндидат |
а |
о |
а |
о |
...ттестовывал |
о |
о |
а |
а |
Например, талантливый учёный (согласование), талантливый с детства (управление).
IV. Контроль усвоения.
Задание: записать предложения, выписать по 2 словосочетания с разными видами связи.
Джек Лондон был выдающимся писателем двадцатого века Начал он своё творчество с талантливых рассказов о хорошо ему знакомом Севере, о студёных безлюдных краях Аляски. Эти рассказы не фантазия, они с поразительной достоверностью изобразили необыкновенные судьбы золотоискателей и традиции жизни индейцев.
V. Домашнее задание.
Упр. 38 устно, 36 - карандашом, из упр. 35 выписать 9 словосочетаний с разными видами связи.