ВИДЫ СВЯЗИ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ

Уроки Русского языка в 8 классе поурочные планы

ВИДЫ СВЯЗИ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ

Цели:

1. Закрепление умения вычленять словосочетания из предложения и объяснять орфографию, зависящую от синтаксической конструкции.

2. Формирование умения правильного употребления словосочетаний в предложении.

3. Формирование умения делать синтаксический разбор предложения.

Оборудование, наглядность: схема-таблица «Виды связи в словосочетании».

Оформление записей, постановка целей урока (можно предложить учащимся).

Ход урока

I. Синтаксическая разминка.

Учитель: Подберите к словосочетаниям синонимичные: материнские заботы — заботы матери, расчётные таблицы - таблицы для расчёта, драматический театр - театр драмы.

Докажите, что это словосочетания, скажите, изменилось ли смысловое значение. (Нет.) А синтаксическая характеристика? (Да.) Изменилась схема, так как зависимым словом стало существительное вместо прилагательного. Изменился и вид связи. Как именно - мы узнаем сегодня на уроке.


II. Изучение нового материала.

1. Изучение теоретического материала на с. 24.

Задание: название видов связи найдите, произнесите.

2. Исследование таблицы.


Согласование

Управление

Примыкание

Главное слово

Главное слово

Главное слово

+

+

+

причастие

существительное

наречие

прилагательное

местоимение

деепричастие

местоимение

инфинитив

числительное

в косвенном падеже


3. Конструирование предложений.

Задание: закончите предложения:

Примыкают ... (наречия, деепричастия, инфинитив). Согласовываются ... (причастия, прилагательные, местоимения, числительные).

Управляют ... (существительным или местоимением в косвенном падеже).

4. Определите вид связи в словосочетаниях из разминки.

1-й столбик - согласование, 2-й - управление.


III. Тренировочные упражнения.

1. Выборочное списывание

Задание: выберите из предложенных вариантов словосочетания, сделайте их синтаксический разбор, определите вид связи:

1) весеннее солнце

2) быстро плавит

3) солнце плавит

4) с полей.

Словосочетания под номерами 1) (согласование) и 2) (примыкание); придумайте словосочетание с управлением, которое могло бы войти в контекст предложения с данными словосочетаниями. Например, плавит снег.

2. Орфографическо-лексическая работа.

а) Учитель: Чем различаются словосочетания: стриженый мальчик и коротко стриженный?

(У этих словосочетаний общее слово «стриженый», но в первом словосочетании оно зависимое, вопрос задаётся к нему, оно согласовывается с существительным в числе, роде и падеже. Во втором - выполняет роль главного слова, вопрос задаётся уже от него, а так как есть зависимое слово, то отглагольное прилагательное превращается в причастие и в суффикс добавляется ещё одна буква «н».)

Составьте подобные конструкции со словами печёный, кованый.

б) Учитель: Составьте 6 словосочетаний со словами, написанными на доске таким образом, чтобы были использованы разные виды связи Для того чтобы правильно написать эти слова, в одном из столбиков есть подсказка — правильный вариант. Найдите этот столбик (№ 3).


1

2

3

4

Ф...нтазия

а

о

а

0

Т...лантливый

а

о

а

а

Тр...диционно

о

а

а

а

К...ндидат

а

о

а

о

...ттестовывал

о

о

а

а

Например, талантливый учёный (согласование), талантливый с детства (управление).


IV. Контроль усвоения.

Задание: записать предложения, выписать по 2 словосочетания с разными видами связи.

Джек Лондон был выдающимся писателем двадцатого века Начал он своё творчество с талантливых рассказов о хорошо ему знакомом Севере, о студёных безлюдных краях Аляски. Эти рассказы не фантазия, они с поразительной достоверностью изобразили необыкновенные судьбы золотоискателей и традиции жизни индейцев.


V. Домашнее задание.

Упр. 38 устно, 36 - карандашом, из упр. 35 выписать 9 словосочетаний с разными видами связи.






Для любых предложений по сайту: [email protected]