Русский язык - Конспекты уроков для учителя 8 класс
Назывные предложения
Ход урока
1. Актуализация знаний учащихся
Учитель. Сегодня мы продолжим изучение односоставных предложений. Для этого разделимся на группы. Каждой группе необходимо составить рассказ-обобщение на тему «Односоставные предложения». Оценивается правильность, логичность, лаконичность ответа.
На подготовку дается две—три минуты. Преподаватель определяет лучший рассказ.
2. Мобилизующий этап
На доске или карточках запись:
[ ]. Лучи солнца пробиваются сквозь густую зелень листвы, обжигают лицо и руки. [ ]. Можно передохнуть, полежать в сочной траве. Но и тут нужно быть начеку. В кустах мелькнул полосатый бок страшного зверя. [ ]! Хватаюсь за ружье. Стрелять или нет? Зверь не заметил человека, прошел мимо.
(По Г. Скребицкому)
Справка: Вот и поляна. Тигр. Жаркий день.
Учитель. Познакомьтесь с записью. Сформулируйте задание к упражнению.
Пользуясь справкой, нужно восстановить пропущенные предложения в тексте.
Задание выполняется в группах. Правильный вариант: 1 [ ]. — Жаркий день. 2 [ ]. — Вот и поляна. 3 [ ]! — Тигр!
Задания к тексту:
1. Найдите все односоставные предложения с главным членом - сказуемым. Определите их вид. Обоснуйте свой ответ.
2. Укажите предложения с одинаковыми синтаксическими конструкциями.
3. Из каждого предложения выделите по одному слову с неповторяющимися орфограммами. (Один из вариантов: )
3. Определение темы и цели урока
Учитель. А теперь обратите внимание на восстановленные в тексте предложения. Скажите, какую функцию они выполняют?
Учащиеся высказывают свои предположения: эти предложения указывают; сообщают о каком-либо явлении, предмете; называют предмет или явление и т. д.
Учитель. Если эти предложения называют предметы или явления, то какой термин можно применить к ним?
Учитель при необходимости корректирует ответы учащихся, формулирует и записывает тему урока.
Учитель. Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель урока.
Цель урока: узнать, что такое назывные предложения; учиться отличать их от других видов предложений.
4. Изучение нового материала
Учитель. Обратимся к назывным предложениям. Прочитайте их. Выделите грамматическую основу. Ответьте на вопросы:
1. Назывные предложения односоставные или двусоставные?
2. Какой они имеют главный член: подлежащее или сказуемое?
Отвечая на вопросы, сформулируйте определение назывных предложений.
Учащиеся выполняют задание.
Учитель. Обратите внимание на предложение с частицей вот. Наряду с ней в назывных предложениях может употребляться частица вон. Вспомните разряд этих частиц. Подумайте, какое значение приобретают назывные предложения с частицами вон, вот.
Учащиеся высказывают свои соображения.
5. Закрепление изученного
Упражнение 1
1. Прозвучало над ясной рекою, прозвенело в померкшем лугу, прокатилось над рощей немою, засветилось на том берегу.
(А. Фет)
2. Сентябрь. Стога. Сороки. В лесах осенний гуд.
(В. Боков)
3. Не торопись, не спеши, подождем. Забудем на миг неотложное дело.
(К. Симонов)
4. Об отсутствующих плохо не говорят.
5. Шепот, робкое дыханье, трели соловья, серебро и колыханье сонного ручья, свет ночной, ночные тени, тени без конца, ряд волшебных изменений милого лица.
(А. Фет)
Учитель. Прочитайте предложения. Напишите их в порядке изучения односоставных предложений. Определите их вид. Укажите грамматическую основу.
Учащиеся повторяют материал о назывных предложениях.
Задания к упражнению:
1. Найдите в предложениях одинаковые синтаксические конструкции.
2. Укажите орфограммы, которые есть во втором назывном предложении, но отсутствуют в первом.
3. Найдите в первом и втором назывном предложении слова с одинаковым морфемным составом и одинаковыми орфограммами. (Стога — лица; сороки — серебро и т. д.)
Упражнение 2
I. Из березовой коры плетут корзины.
Люблю дорожкою лесною, не зная сам куда, брести.
(А. Майков)
Свет небес высоких, и блестящий снег, и саней далеких одинокий бег.
(А. Фет)
Пахло сеном, созревающим хлебом, медом, полынью.
II. Души от ветра времени не прячь.
(В. Солоухин)
Виноград на лотках, три старушки в платках.
Сквер. А в сквере поблекшие клумбы.
(А. Кольцов)
Соловья баснями не кормят.
Образец:
1. Снега. Снега. Завалы снега. Взгорья.
Чащобы в снежных шапках до бровей.
(П. Антокольский)
2. Что узнаешь в детстве, узнаешь на всю жизнь.
3. Не пером пишут, а умом.
4. Мне в душу повеяло жизнью и волей.
(А. Майков)
Учитель. Прочитайте образец и предложения в группах I и II. Сопоставьте их между собой. Сформулируйте задание к упражнению.
Предложения в группах I и II нужно написать в таком же порядке, как в образце: назывное, определенно-личное, неопределенно-личное, безличное.
Учитель. Выделите в них грамматическую основу.
Задание выполняется и проверяется.
Задания к упражнению:
1. Укажите предложения, которые можно выделить по какому-либо признаку.
2. Назовите части речи, которые употреблены в упражнении только один раз.
3. Сгруппируйте имена существительные, в которых в качестве орфограммы выступают гласные буквы.
Упражнение 3
Особенно много светлячков бывает в конце июня. В народе их раньше называли «Ивановыми червячками».
Жучки появлялись накануне древнего земледельческого праздника Ивана Купалы.
Вот зеленоватые огоньки. Это жучки-светлячки. Они живые! Они светят до самой зари.
Свет наших жучков довольно не яркий. В Южной Америке есть насекомые, которые светятся очень ярко. Это жуки кукубано. Их свет так красив, что женщины даже украшают этими живыми фонариками свои прически.
Июнь. Ночь в лесу. Аромат трав. Запах цветов и свежей листвы. Таинственные звуки и шорохи.
Учитель. Прочитайте запись. Рассмотрите схему. Сформулируйте задание к упражнению.
Из частей текста, ориентируясь на количество назывных предложений в них, нужно составить верный текст. В первой части должно быть четыре назывных предложения, во второй — две, в третьей — их нет, в четвертой — одно.
Задания к упражнению:
1. Сделайте синтаксический разбор неопределенно-личного предложения.
2. Назовите сначала орфограммы, которые есть в подлежащих, а затем — в сказуемых.
3. Укажите существительные и глаголы с одинаковыми орфограммами и одинаковым морфемным составом.
Учитель. Еще раз просмотрите написанные упражнения. Подумайте, в какой литературе преимущественно употребляются назывные предложения.
Учитель дополняет и уточняет высказывания учащихся.
6. Итог урока
Учитель оценивает деятельность учащихся, обсуждает с ними домашнюю работу.