Обращение и знаки препинания при нем

Русский язык - Конспекты уроков для учителя 8 класс

Обращение и знаки препинания при нем

Ход урока

1. Мобилизующий этап

На доске запись:

1. Мой друг Отчизне посвятим души прекрасные порывы!

Чем-то вас мне попотчевать старцы честные!

2. Дни стояли тихие прохладные море серебристыми зеркалами терялось в туманных весенних далях.

(И. Бунин)

Скользя по утреннему снегу друг милый предадимся бегу нетерпеливого коня.

Учитель. Прочитайте две группы предложений. Скажите, какое предложение можно перевести из второй группы в первую по нескольким признакам одновременно.

Из второй группы в первую можно перевести предложение Скользя по утреннему снегу, друг милый, предадимся бегу нетерпеливого коня. В этом случае первую группу составят предложения простые, односоставные, распространенные, с обращениями. Все они из произведений А. С. Пушкина. Во второй группе останется сложное предложение, сложносочиненное с однородными и неоднородными определениями.

Учащиеся записывают предложения с обращениями, рассказывают о знаках препинания при них.

Задание к упражнению:

Из слов написанных вами предложений сформируйте три группы с одинаковым количеством слов, но с разными орфограммами.


2. Определение темы и цели урока

Учитель. Еще раз обратимся к составленной группе предложений. Назовите их общий признак, неизменно сопровождаемый пунктуационным действием, и сформулируйте тему урока.

В каждом предложении этой группы имеется обращение, которое всегда выделяется знаками препинания. Значит, тема сегодняшнего урока: Обращение и знаки препинания при нем.

Тему урока учитель записывает на доске.

Учитель. Отталкиваясь от темы урока и учитывая, что в определенной степени вы с обращением уже знакомы, сформулируйте цель урока.

Цель урока: вспомнить, что такое обращение; расширить имеющиеся знания об обращении и знаках препинания при нем; учиться выделять обращения в устной и письменной речи.


3. Изучение нового материала

Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас.

(М. Лермонтов)

Отпусти меня, родная, на простор широкий!

(Н. Некрасов)

Встречающие, будьте осторожны!

Учитель. Прочитайте предложения. Сравните имеющиеся в них обращения с обращениями ранее выполненного упражнения. Скажите, из скольких слов может состоять обращение, для чего оно служит, и сформулируйте определение этого языкового явления.

Учащиеся выполняют задание, преподаватель при необходимости корректирует их ответы.

Учитель. Определите, форму какого падежа имеет обращение и с какой интонацией оно произносится.

Учащиеся дополняют сведения об обращении.

Учитель. Скажите, какие из этих обращений можно назвать распространенными, а какие — нераспространенными.

Учащиеся отвечают.

Учитель. Обращения чаще всего используются в устной речи и в письмах. В устной речи они служат для привлечения внимания к собеседнику и для выражения отношения говорящего к собеседнику. Еще раз посмотрите на последние три предложения. Скажите, словами какой части речи выражаются такие обращения.

Учащиеся выполняют задание.

Пой, баян, чтоб ходила земля ходуном, чтобы эхо вторило с поля.

(А. Сурков)

Дружная идешь ты с нами осень.

(С. Щипачев)

Учитель. Прочитайте эти два предложения. Выделите в них обращения. Определите, чем они отличаются от обращений предыдущей группы и где обычно они употребляются.

Учащиеся выполняют задание. Делают вывод.

Учитель. Используя все примеры с обращениями, ответьте на следующие вопросы:

1. В какой части предложения могут находиться обращения?

2. Какими знаками препинания выделяется обращение в предложении?

3. В каком случае обращение выделяется восклицательным знаком и как при этом оформляется предложение?

Учащиеся анализируют необходимые предложения и отвечают на вопросы.

Учитель. Обобщите все сказанное на уровне об обращении.

Учащиеся выполняют задание, знакомятся с соответствующим материалом учебника.


4. Закрепление изученного

Упражнение 1

Девицы красавицы душеньки подруженьки разыграйтесь девицы разгуляйтесь милые.

(А. Пушкин)

Опять я ваш о юные друзья.

(А. Пушкин)

Так пей каштан лучи и соки, расти, обласканный весной, назло врагам шуми высокий на радость нам цвети родной.

Простите мирные долины, и вы знакомых гор вершины, и вы знакомые леса, прости небесная краса, прости веселая природа.

(А. Пушкин)

Родная мать отец-старик привет сыновний свой вам шлет меньшой из пятерых по почте полевой.

(А. Твардовский)

Простите мирные дубравы Прости беспечный мир полей и легкокрылые забавы столь быстро улетевших дней Прости Тригорское где радость меня встречала столько раз.

(А. Пушкин)

Учитель. Прочитайте предложения. Рассмотрите данную к ним дополнительную запись. Сформулируйте задание к упражнению.

Нужно написать предложения в порядке уменьшения в них количества обращений. Поставить недостающие знаки препинания.

Задание выполняется сначала совместно с учителем, затем в парах или индивидуально.

Учитель. Что нового об обращении вы узнали из этих примеров.

Учащиеся рассказывают об употреблении частицы о перед обращением и о специфике оформления обращения на письме в этом случае, а также об особенностях постановки знаков препинания, если обращения соединяются неповторяющимся союзом и.

Задания к упражнению:

1. Выделите обращения, которые отличаются от всех остальных. Ответ обоснуйте.

2. Найдите возможно большее количество различий в словах опять и природа.


Упражнение 2

Друзья мои прекрасен наш союз!

(А. Пушкин)

О снег мягка твоя печальность.

(Н. Доризо)

Приди ко мне любезный друг.

(М. Лермонтов)

Край любимый Сердцу снятся скирды сена в водах лонных.

(С. Есенин)

Играйте же дети растите на воле, на то вам и красное лето дано.

(Н. Некрасов)

О юность где ты?

Ты не пой соловей под моим окном.

(А. Кольцов)

Край мой Солнце весеннее встретив птичьим гамом и шорохом трав просыпаешься ты на рассвете за спиной пограничных застав.

(Н. Старшинов)

2 : 2 : 2 : 2

Учитель. Прочитайте предложения. Рассмотрите дополнительную запись. Сформулируйте задание к упражнению в соответствии с темой урока.

Нужно объединить предложения попарно в зависимости от особенностей имеющихся в них обращений. Поставить недостающие знаки препинания.

Учащиеся выполняют задание в парах, повторяется материал об обращении.

Задания к упражнению:

1. Сделайте синтаксический разбор предложения с деепричастным оборотом.

2. Укажите слова с орфограммами, которые есть в предложении О снег, мягка твоя печальность (выполняют учащиеся первого варианта).

3. Назовите слова с орфограммами, которых нет в этом предложении, предварительно сгруппировав их. (Выполняют учащиеся второго варианта).


Упражнение 3

Охотники за растениями вам следует опасаться вредных ядовитых растений, которых очень много на лугах, в лесу и в поле. В соке многих растений содержится очень сильный яд. Юные друзья, вы, наверное помните растение стрихное, из которого в тропических странах добывали яд «кураре» для отравления стрел. На наших полях тоже много ядовитых растений различных семейств например лютиковые лютик ветреница калужница купальница; лилейные ландыш вороний глаз и многие другие. Даже с культурными растениями товарищи нужно осторожно обращаться: у гречихи ядовиты цветки у томата и табака — стебли. Поэтому, охотясь за полезными растениями, нужно брать и использовать только те, которые вам хорошо известны. Неизвестных растений и их ягод дорогие мои употреблять не следует. Не нужно жевать первую попавшую под руку травку. Неизвестные вам растения могут оказаться ядовитыми и могут вызвать не только серьезные заболевания, но и смерть.

Учитель. Прочитайте текст. Рассмотрите дополнительные записи к нему. Сформулируйте задание к упражнению.

Из текста нужно исключить предложения, в которых нет обращений. К ним добавить подходящее по смыслу предложение с обращением, которое заканчивало бы этот текст. Вставить пропущенные знаки препинания.

Учащиеся выполняют задание в парах или группах.

Задания к упражнению:

1. Укажите неповторяющиеся синтаксические особенности каждого предложения написанного текста.

2. Назовите слова с орфограммами, которые отсутствуют в обращениях, но имеются в других словах текста.

3. Назовите имена существительные, в которых имеется не менее двух фонетических особенностей. (Яд, ягод и т. д.)


5. Итог урока

Учитель. Расскажите об обращении, включив в сообщение весь материал, использованный нами на уроке.

Учащиеся выполняют задание. Обсуждается домашняя работа. Оценивается деятельность школьников на уроке.






Для любых предложений по сайту: [email protected]