Русский язык - Конспекты уроков для учителя 8 класс
Предложения с прямой речью (закрепление)
Ход урока
1. Мобилизующий этап
Однообразие дальнего пути передается в песне на стихи А. С. Пушкина:
По дороге зимней скучной
Тройка борзая бежит
Колокольчик однозвучной
Утомительно гремит.
Мягкой лиричностью и верой в прекрасное будущее наполнены многие народные песни:
Весна весна красная!
Приди весна с радостью
С великою милостью:
Со льном высоким
С корнем глубоким
С хлебом обильным!
Эту песенку крокодила Гены знают все:
Прилетит вдруг волшебник
В голубом вертолете
И бесплатно покажет кино
С днем рожденья поздравит
И наверно оставит
Мне в подарок пятьсот эскимо.
Учитель. Прочитайте строки из разных песен. Напишите их в порядке увеличения количества запятых.
Дополнительные задания к упражнению:
1. Выделите в каждой части особенности синтаксического характера, которых нет в других частях. Расскажите о них.
2. Найдите слова с такими же орфограммами, какие есть в слове посмеяться.
2. Определение темы и цели урока
Учитель. Назовите общий синтаксический признак всех написанных предложений. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Все написанные предложения с прямой речью. Значит, тема сегодняшнего урока: Предложения с прямой речью.
Тему урока учитель записывает на доске.
Учитель. Учитывая, что это не первый урок по данной теме, поставьте его цель.
Цель урока: повторить и закрепить знания о предложениях с прямой речью; учиться использовать предложения с прямой речью в устной и письменной речи.
3. Повторение изученного
Класс делится на три варианта. Учащиеся первого варианта задают вопросы по теме, учащиеся второго — отвечают на них. Учащиеся третьего — приводят соответствующие примеры.
4. Тренировочные упражнения
Упражнение 1
Однажды в Венеции русские туристы попросили гондольера то есть лодочника спеть за плату как это обычно делается итальянские песни. Недолго думая он ответил Спойте мне песню про вечера около Москвы и я не возьму с вас денег за мои песни.
Весьма примечательно, что в каждой стране вкладывается свое содержание в эту песню, нередко сильно отличающееся от русского варианта. Вот текст записанный со слов испанского журналиста В Москве тебя встретят не только снега и ели. Там много солнца и тепла. В Москве люди всегда улыбаются гостям но приветливее всего они в тихие летние вечера.
Словно на крыльях облетели Подмосковные вечера все страны и континенты без особых разрешений и заграничных паспортов совершили путешествие по всему миру.
Учитель. Продолжим разговор о предложениях с прямой речью и о песнях. У лучших песен долгая жизнь и прекрасная судьба. Об одной из таких песен идет речь в упражнении 1. Прочитайте запись. Рассмотрите схему. Сформулируйте задание к упражнению.
Из трех частей нужно составить текст. В первой части отсутствуют уточнения и обособленные определения. Во второй — есть уточнения. В третьей — обособленные определения.
Задание выполняется устно.
Учитель. Назовите синтаксические конструкции из составленного текста, о которых мы еще не говорили.
Учащиеся выделяют однородные члены предложения, предложения с прямой речью и др.
Учитель. Напишите составленный текст. Предложения с прямой речью измените так, чтобы они соответствовали схемам:
1) «П, - а, - П».
2) «П? - а, - П».
Поставьте знаки препинания.
Учащиеся выполняют задание в парах или индивидуально. повторяют соответствующие пункты правила.
Дополнительные задания к упражнению:
1. Назовите слова с орфограммами в приставке и корне. Расскажите об их написании.
2. Найдите слово, в корне которого букв в два раза больше, чем в суффиксе.
5. Словарно-орфографическая работа
Учитель. Познакомимся с новым словарным словом. Чтобы его определить, вам нужно поработать со следующей записью:
1) слово, обозначающее вид лица или предмета сбоку без буквы, которая не обозначает звука;
4) слово, имеющее три значения:
а) непроизвольные, часто повторяющиеся сокращения мышц;
б) плотная льняная или хлопчатобумажная ткань, обычно полосатая, идущая на обивку матрацев, изготовление чехлов и т. д.;
в) дерево семейства вербеновых, растущее в Индии, Индонезии.
5) окончание существительных женского рода первого склонения с твердой основой в именительном падеже.
Учитель. Назовите новое словарное слово.
Профилактика.
Учитель. Каково лексическое значение слова профилактика?
Профилактика — это система мероприятий, направленных на охрану здоровья, предупреждение возникновения и распространения болезней человека.
Может быть профилактика машины, каких-либо механизмов. Это система технических мероприятий, предохраняющих что-либо (машину, корабль и т. п.) от преждевременного износа, поломки.
Учитель. Расскажите о написании слова профилактика. Охарактеризуйте его как часть речи. Представьте его морфемный состав.
Учащиеся выполняют задание.
Учитель. Оказывается, профилактическую роль может играть музыка, в целом, и песни, в частности. Об этом наше следующее упражнение.
Упражнение 2
С давних пор люди знали и верили в лечебную роль музыки. Египетские папирусы рассказывают о том, что жрецы пытались звуками воздействовать на здоровье людей. В Древней Греции музыкой и чарующим пением лечили психическое расстройство. Платон говорил: «Музыка это средство для выработки человеческого характера». Пифагор утверждал: «Музыка является универсальным средством гигиены и тела и духа».
Музыка и в наше время является лечебным средством. Музыкотерапия удачно дополняет другие виды лечения, профилактики и оздоровления. Музыкальное произведение подбирается с учетом индивидуальности больного. Кстати медики говорят: «Громкая музыка как правило угнетает и ухудшает состояние не только больных, но и здоровых. Человек загрязняет окружающую среду не только выхлопными газами и отходами промышленности, но и музыкальным шумом по праву именуемым звуковым мусором».
Учитель. Прочитайте текст. Напишите его, предварительно изменив оформление предложений с прямой речью. Все варианты оформления должны быть разные. Поставьте недостающие знаки препинания.
Учащиеся повторяют соответствующий теоретический материал.
Дополнительные задания к упражнению:
1. Поставьте пропущенные знаки препинания. Расскажите о том из них, о котором мы не говорили на сегодняшнем уроке.
2. Расскажите о написании слов с орфограммами, кроме проверяемых безударных гласных в корне, которые имеются во всех выполненных на уроке упражнениях.
3. Сделайте синтаксический разбор предложения, в котором имеется несчетное существительное и отсутствуют однородные члены.
6. Итог урока
По предложению учителя одни учащиеся называют наиболее сложные для них случаи оформления предложений с прямой речью. Другие учащиеся рассказывают соответствующий пункт правила и приводят примеры.
Обсуждается домашняя работа. Оценивается деятельность школьников на уроке.