Цитаты и знаки препинания при них

Русский язык - Конспекты уроков для учителя 8 класс

Цитаты и знаки препинания при них

Ход урока

1. Словарно-орфографическая работа

На доске запись:

Учитель. Начнем урок со словарно-орфографической работы. Внимательно рассмотрите запись. Сформулируйте к ней задание.

Нужно определить новое словарное слово. Для этого следует назвать одним словом действие, с помощью которого происходит наполнение легких воздухом; прибавить к нему корень слова обновка. К ним присоединить суффикс слова озарение и окончание слова представление.

Дается небольшое количество времени на выполнение задания.

Учитель. Какое это слово?

Это слово вдохновение.

Учитель. Что такое вдохновение?

Вдохновение — это творческий подъем, прилив творческих сил.

Учитель. Расскажите о написании слова вдохновение. Представьте его как часть речи. Укажите морфемный состав.


2. Мобилизующий этап

На доске (или карточках) следующая запись:

В. В. Сухомлинский справедливо отметил Жизнь современного человека немыслима без постоянного духовного общения с книгой.

Книга быть может наиболее сложное и великое чудо из всех чудес сотворенных человечеством на пути его к счастью и могуществу будущего сказал М. Горький.

Учитель. Без вдохновения нельзя создать прекрасной картины, скульптуры, книги. Прочитайте два предложения о книгах. Найдите в них общее.

Это предложения с прямой речью.

Учитель. Подумайте, в какой смысловой связи находятся эти предложения. Сформулируйте задание к упражнению.

Одно из данных предложений обозначает причину, а другое — следствие того, о чем в них говорится. Нужно написать их именно в этой последовательности. Поставить пропущенные знаки препинания.

Учащиеся повторяют материал о предложениях с прямой речью.

Дополнительные задания:

1. Укажите синтаксические конструкции, которые есть в одном из этих предложений, но они отсутствуют в другом. Вспомните, что вы о них знаете.

2. Составьте возможно большее количество цепочек по принципу «третий лишний», учитывая написание слов.


3. Определение темы и цели урока

Учитель. Мы сейчас работаем с предложениями, в которых представлены дословные, точные выдержки из высказываний двух великих людей: писателя М. Горького и педагога В. Сухомлинского, которые они приводили для подтверждения своей мысли. Вспомните, как называются такие высказывания. Подумайте, какие вопросы могут возникнуть при их написании. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Точные, дословные выдержки из высказываний называются цитатами. Значит, тема сегодняшнего урока: Цитаты и знаки препинания при них.

Тему урока учитель записывает на доске.

Учитель. Отталкиваясь от темы и учитывая, что цитатами мы пользуемся на разных уроках, поставьте его цель.

Цель урока: расширить знания о цитатах и постановке знаков препинания при них; учиться правильно оформлять цитаты в речи.


4. Изучение нового материала

Учитель. Мы с вами установили, что такое цитата. На примере двух предложений увидели, что цитаты должны стоять при словах автора и представлять собой прямую речь. Скажите, как в этом случае ставятся знаки препинания.

Если цитаты стоят при словах автора и представляют собой прямую речь, то знаки препинания в них ставятся как при прямой речи.

Учитель. Цитата может вводиться в авторскую речь. Прочитайте пример. Скажите, что в этом случае меняется при оформлении цитат.

В. Лидин по поводу книг утверждал, что «книги, как и друзей, нужно избирать глубоко, по душевной склонности, памятуя, что именно книге свойственно особое постоянство: любимая книга не изменит и вернется именно в ту минуту, когда человек особенно нуждается в поддержке».

Учитель. Иногда цитата приводится не полностью. Отметьте, как она оформляется в этом случае.

Нельзя не согласиться со Л. Кассилем, который говорил: «Хорошая книга — это дверь ... в какой-то новый, пусть и не очень большой ... уголок жизни».

Учитель. Оформление цитат, взятых из стихотворного текста, имеет принципиальные отличия. Найдите их в данной записи:

Огромной поэтической силой и проникновенностью веет от строк А. Прокофьева:

Сколько звезд голубых, сколько синих,

Сколько ливней прошло, сколько грез.

Соловьиное горло — Россия,

Белоногие пущи берез.

Учащиеся обобщают весь изученный материал, знакомятся с соответствующим параграфом учебника.


5. Закрепление изученного

Упражнение 1

П. И. Чайковский считал, что для творчества необходимо не только вдохновение, но, главное, труд. Он писал (В, в)дохновение это такой гость который не всегда является на первый зов. Между тем работать нужно всегда и настоящий честный артист не может сидеть сложа руки под предлогом что он не расположен ... нужно терпеть и верить и вдохновение неминуемо явится тому кто сумел победить свое нерасположение.

Л. Н. Толстой сказал о вдохновении пожалуй проще всех (В, в)дохновение состоит в том что вдруг открывается то что можно сделать.

И. С. Тургенев называл вдохновение приближением Бога, озарением человека мыслью и чувством.

Учитель. А теперь соединим разговор о цитатах и вдохновении. Прочитайте предложения. Напишите предложения, соблюдая порядок, обратный тому, который представлен в материале для наблюдений и в прочитанном параграфе. Раскройте скобки. Поставьте пропущенные знаки препинания.

Учащиеся сначала записывают предложение с цитатой, в которой пропущены слова; затем — предложение, в котором цитата вводится в авторскую речь; наконец — предложение, где цитата представляет собой прямую речь.

Дополнительные задания к упражнению:

1. Найдите возможно большее количество общих и различных признаков в словах главное, пожалуй.

2. Укажите словосочетание, которое относится к особой лексической группе. Приведите другие примеры из этой же группы.


Упражнение 2

1. Вылетев из Африки в апреле

К берегам отеческой земли

Длинным треугольником летели

Утопая в небе журавли.

2. Муза-сестра заглянула в лицо

Взгляд ее ясен и ярок.

И отняла золотое кольцо

Первый весенний подарок.

3. Ой ты Русь, моя родина кроткая

Лишь к тебе я любовь берегу.

Весела твоя радость короткая

С громкой песней весной на лугу.

4. Вспомним с нами отступавших

Воевавших год иль час

Павших без вести пропавших

С кем видались мы хоть раз

Провожавших вновь встречавших

Нам попить воды дававших

Помолившихся за нас.


№ п/п

Фамилия, имя, отчество автора

Жанр и название произведения

Синтаксические конструкции

1

Заболоцкий

Николай

Алексеевич

Стихотворение «Журавли»

Обособленное обстоятельство

2

Твардовский

Александр

Трифонович

Поэма «Василий Теркин»

Обособленное определение

3

Есенин

Сергей

Александрович

Поэма «Русь»

Обращение

4

Ахматова

Анна

Андреевна

Стихотворение «Музе»

Приложение


Учитель. Прочитайте стихотворные строки разных поэтов, которые испытали вдохновение, создавая свои произведения. Рассмотрите таблицу. Используя ее, определите, кому принадлежат написанные строфы.

Учащиеся выполняют задание устно.

Учитель. Опираясь на последнее наблюдение и примечание в параграфе, сформулируйте письменное задание к упражнению.

Надо составить четыре предложения с цитатами в виде прямой речи. Поставить знаки препинания.

Учащиеся выполняют задание. Проводится проверка.

Дополнительные задания к упражнению:

1. Из всех выполненных на уроке упражнений выделите слова с орфограммами, которые имеются в исходном материале для нахождения нового словарного слова. Задание выполним по вариантам. Первый вариант будет работать с орфограммами, которые есть в слове обновка; второй — в слове озарение, третий — в слове представление.

2. Назовите слова с таким же количеством звуков, как в слове её.


6. Итог урока

Учитель. Расскажите все, что вы узнали о цитатах и знаках препинания при них.

Обсуждается домашняя работа. Оценивается деятельность школьников на уроке.






Для любых предложений по сайту: [email protected]