ПОДЛЕЖАЩЕЕ - ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Уроки Русского языка в 8 классе

ПОДЛЕЖАЩЕЕ - ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цель урока: обобщение сведений о подлежащем, знакомых учащимся по курсу V—VII классов; формирование умений: 1) выделять главные члены предложения и среди них подлежащее, определять способы его выражения; 2) правильно согласовывать подлежащее со сказуемым.


I. Запись в ученический словарь слов из рамочек.

Большинство, меньшинство, театр, репетиция, режиссер.

Учащиеся должны определить лексическое значение слов, составить с ними словосочетания или предложения (устно).


II. Синтаксический разбор.

Дул ветер. Плакала1 трава

И ветви о недавнем зное,

И роз, проснувшихся едва,

Сжималось сердце молодое.

(А. Фет.)

— Как вы думаете, почему подлежащее и сказуемое называют главными членами предложения? (Они выполняют самую главную функцию: подлежащее предназначено для введения предмета речи, т. е. того, о чем говорится в предложении; без него было бы неясно, о чем идет речь; сказуемое несет информацию об этом предмете — что он делает? каков он? что с ним происходит? кто он такой? что он такое? Другими словами, в подлежащем и сказуемом заключена главная, основная информация речи.)

— Почему сочетание подлежащего со сказуемым является предложением, а не словосочетанием?


III. Знакомство с новым материалом.

Учащиеся записывают предложения, подчеркивая главные члены, обозначая, чем выражено подлежащее. В результате анализа предложений делается вывод: подлежащее может быть выражено всеми частями речи, употребляемыми в значении существительного, даже словосочетанием.


Образец записи:

Способ выражения подлежащего:

(А. Пушкин.)

личное местоимение



1) Где совесть с правдой обитают? (Г. Державин.) 2) До полюса дошло на лыжах пять человек. (К. Паустовский.) 3) Слабенькое гав-гав собачонки никого не пугало. (К. Паустовский.) 4) Двое уже обогнали меня. И вдруг подошел третий. (Ю. Олеша.) 5) Кроткое слово укрощает гнев. (Пословица.) 6) Здравый человек учится на чужих ошибках — глупца ничто не научит. (Пословица.) 7) Невидящий лишь то берет, что видящий ему дает. (Пословица.)


IV. Учитель обращает внимание учащихся на особые случаи согласования подлежащего со сказуемым.

1) При подлежащем, выраженном собирательным существительным (ряд, большинство, меньшинство, часть и пр.) в сочетании с существительным в род. пад., а также сочетанием количественного числительного и неопределенного местоимения (несколько) с существительным в род. пад., предпочтительнее сказуемое ставить во мн. ч., если речь идет о предметах одушевленных, и в ед. ч., если подлежащее — предмет неодушевленный. (Большинство учеников отлично справились с заданием. Ряд домов стоял в конце деревни. Десять бойцов бросились в атаку. Несколько женщин ходили по площадке.)

2) При числительных два, три, четыре сказуемые стоят во мн. ч. (Три книги лежали на полке.)

3) При словах тысяча, миллион, миллиард сказуемые стоят в ед. ч. (В ряду стояла тысяча книг.)

4) При слове все глагол стоит во мн. ч. (Все три всадника ехали молча.)

5) При словах много, мало, немного, немало глагол стоит в ед. ч. (К месту сбора шло много народу.)

6) Сложносокращенное слово, состоящее из букв, надо расшифровать, найти главное слово, определить его род, после чего согласовать со сказуемым. (МГУ объявил новый набор студентов. Университет — муж. род.)


V. Закрепление материала.

Упр. 117 (устно).


Домашнее задание: § 11; упр. 116 (письменно), 119 (устно).


1 Форма числа сказуемого, относящегося к нескольким подлежащим, зависит от порядка слов в предложении. При обратном порядке слов (сказуемое предшествует подлежащему) оно согласуется с ближайшим подлежащим (ср.: трава и ветви плакали — плакала трава и ветви).






Для любых предложений по сайту: [email protected]