СКАЗУЕМОЕ. ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ - ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Уроки Русского языка в 8 классе

СКАЗУЕМОЕ. ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ - ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цель урока: обобщение сведений о сказуемом, знакомых школьникам по курсу V—VII классов; формирование умений: 1) находить сказуемое; 2) определять форму простого глагольного сказуемого, использовать эту форму в различных типах речи.


I. Проверка домашнего задания


II. Запись с объяснением.

В течение дня, водовороты в течении реки; новые герои введены в продолжение романа, они присутствуют в продолжении повести, в продолжение недели; имей это в виду, отменили ввиду плохой погоды.


III. Синтаксический разбор.

На солнце темный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий.

(В. Жуковский.)


IV. Работа с материалом § 12 учебника; упр. 121, 122 (устно).


V. Запись текстов под диктовку.

Учащиеся подчеркивают грамматические основы предложений; определяют, чем выражены сказуемые.

1. Наступила ненастная осень. Листья сначала почернели, а затем и совсем опали. Зарядили беспрестанные дожди. Все небо затянули свинцовые тучи. Лес притих, насторожился. Но вот налетел резкий ветер, деревья заскрипели, в их вершинах раздался треск.

(По Г. Скребицкому.)

— Определите тип речи. (Повествование; дается динамика событий: начало действия, его развитие, одна картина как бы сменяется другой.)

— Какой вид сказуемого при этом используется? (Простые глагольные сказуемые, выраженные прошедшим временем глаголов совершенного вида.)

2. Кукла ступала маленькими ножками, подобно балерине, ступающей на носках. Платье ее шевелилось, дрожало, шелестело. Она отражалась в блестящем паркете розовым облаком. Можно было подумать, что это маленькая цветочная корзина плывет по огромной тихой воде.

(По Ю. Олеше.)

— Определите тип речи. (Описание действия предмета речи — девочки Суок, которую мастер Гаспар представил вместо куклы.)

— Какой вид сказуемых при этом используется?

Делается вывод: простое глагольное сказуемое в речи может использоваться в повествовании для изображения динамики событий (начала действия, его развития, продолжения) и для описания действий предмета речи1.


Домашнее задание: § 12; упр. 124; повторить слова ученического словаря из рамочек.


1 Пример взят из книги И. А. Рабчинской «Функциональные резервы простого предложения» (Минск, 1994).






Для любых предложений по сайту: [email protected]