ОБОСОБЛЕНИЕ СОГЛАСОВАННЫХ РАСПРОСТРАНЕННЫХ И НЕРАСПРОСТРАНЕННЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ - Урок 2 - ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ

Уроки Русского языка в 8 классе

ОБОСОБЛЕНИЕ СОГЛАСОВАННЫХ РАСПРОСТРАНЕННЫХ И НЕРАСПРОСТРАНЕННЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ - Урок 2 - ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ

I. Проверка домашнего задания.


II. Запись предложений.

Необходимо обратить внимание учащихся на важность использования приема графического объяснения условий обособления второстепенных членов. Как показывает опыт, этот прием (как и работа по составлению схем сложных предложений, предложений с второстепенными членами и обобщающими словами при них и пр.) помогает учащимся не только видеть и осознавать особенности структуры этих предложений, но и правильно ставить знаки препинания в них. Необходимо также добиваться правильного и полного объяснения постановки знаков препинания в предложениях с обособлением.

Графическое объяснение постановки знаков препинания выглядит так:

image25

Объясняя пунктуацию предложения, учащиеся должны указать, что еще не успевшим замерзнуть — обособленное согласованное определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова.

1. 1) Причастие, обозначающее признак по действию, является выразительным средством в художественном тексте. 2) Причастие, обладающее энергией глагола и живописной силой прилагательного, «дорисовывает», «живописует» действие, придавая художественному тексту особую выразительность.

— Докажите справедливость данных выше высказываний. Проанализируйте предложения, объясните графически постановку знаков препинания.

2. Во всех пейзажах Левитана, изображавших осень, лучше всего передана печаль прощальных дней, листьев, тихо сыплющихся с деревьев, увядающих трав, тихого гудения пчел перед холодами и предзимнего солнца, едва заметно пригревающего землю. (По К. Паустовскому.)

3. Запишите предложения, добавив в них обособленные определения, выраженные:

1) причастным оборотом: Елки казались праздничными. На берегу лесного озера растут дубы;

2) прилагательными с зависимыми словами: На дальних тучках цветным поясом вспыхивала радуга. На берегу стоит ива;

3) распространенным приложением: Псков не раз принимал на себя всю тяжесть борьбы с врагами, стремившимися прорваться к богатому Новгороду (один из самых древних русских городов).



III. Диктант «Проверь себя».

Зима, огромная, просторная, нестерпимо блистающая на снежных пустынях полей, развертывала передо мной свои диковинные картины.

Поля были беспредельны, и лишь далеко на горизонте темнела полоска леса. Снег скрипел и пел, визжа под полозьями. Развевая седые, покрытые инеем гривы, храпели лошади. Протяжно покрикивал ямщик, похожий на рождественского деда с ледяными сосульками в замерзшей бороде. По временам мы ехали лесом, и это было сказочное государство сна, таинственное и неподвижное. И только заячьи следы на снегу да легкий перелет какой-то птички, мгновенно вспорхнувшей с елки и уронившей в сугроб целую охапку снега, говорили, что жизнь продолжается, тихая, скрытная, безвечная, но никогда не умирающая до конца.

(По Н. Заболоцкому.)

— Найдите предложение, в котором заключена основная мысль текста. Озаглавьте текст так, чтобы в заголовке была выражена эта мысль. Определите роль обособленных определений в данном художественном тексте.

Отмечая «живописующую» силу обособлений, восьмиклассники должны также обратить внимание на то, что наличие обособленных членов, требующих особой интонации (с паузами, выделяющими обособления, которые делают речь более плавной, замедленной), как бы замедляет и сам ход саней, заставляя «зрителя» не торопясь не только увидеть, но и рассмотреть эту диковинную красоту.

— С помощью каких еще художественно-выразительных средств рисует автор удивительную картину зимы? Приведите примеры из текста.


Домашнее задание: упр. 311.






Для любых предложений по сайту: [email protected]