Обстоятельство - Второстепенные члены предложения - Двусоставные предложения - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Русский язык - Поурочные разработки 8 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой

Обстоятельство - Второстепенные члены предложения - Двусоставные предложения - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Двусоставные предложения

Второстепенные члены предложения

Урок 28. Обстоятельство (§ 27)

Цели урока: 1) познакомить со способами выражения обстоятельств, видами обстоятельств по значению (места, времени, образа действия, причины, цели, условия, уступки), 2) научить находить в предложении обстоятельства, использовать их в речи.

I. Часть этого урока можно провести по типу урока-семинара. Если выбрана эта форма работы, то группе учащихся поручается рассказать о видах обстоятельств. Предварительно следует дать план сообщения.

1) Грамматическое значение, вопросы, на которые отвечают обстоятельства, способ связи с главным словом.

2) Какими частями речи обычно выражаются обстоятельства.

Рекомендации учащимся:

1) дидактический материал должен содержать информацию из жизни школы, из художественной литературы;

2) время ответа каждой группы — 10 минут.

II. Краткая проверка домашней работы, в которой выясняется степень осознанности понимания сведений о приложении (упр. 142).

III. Учащиеся делают сообщения об обстоятельствах: способы выражения, виды по значению, употребление в речи, заполняют таблицу (см. с. 87).

• Учащиеся читают теоретический материал на с. 87, 92.

IV. Тренировочные упражнения.

1. В упр. 143 учащиеся находят обстоятельства места, ставят к ним вопросы, подчёркивают обстоятельства условными обозначениями.

2. Из упр. 144 выписывают обстоятельства места.

Виды обстоятельств

На какие вопросы отвечают

Примеры

1. Обстоятельства места

где? куда? откуда?

2. Обстоятельства времени

когда? как долго? с какого времени? с каких пор? до какого времени? до каких пор?

3. Обстоятельства образа действия

как? каким образом?

4. Обстоятельства причины

почему? отчего?

(И. Крылов)

5. Обстоятельства цели

зачем? для чего?

(И. Крылов)

6. Обстоятельства условия

при каком условии?

7. Обстоятельства уступки

вопреки чему? несмотря на что?

вопреки ожиданиям, несмотря на стужу

8. Обстоятельства меры и степени

в какой степени? насколько?

необыкновенно милое выражение лица

3. Самостоятельная работа по упр. 158.

4. Творческая работа по упр. 151, в которой надо описать свой режим дня, подчёркивая обстоятельства времени.

Тестовые задания

1. Обстоятельство не может обозначать:

а) степень

б) образ действия

в) признак

г) место Ответ: в.

2. Найдите предложение с обстоятельством времени.

а) Мы очень устали.

б) Кругом кричали коростели.

в) Вчера я приехал в Тамбов.

г) Он изменился до неузнаваемости.

Ответ: в.

3. Найдите ошибку в определении значения обстоятельств.

а) из города — место

б) быстро — цель

в) ощупью — образ действия

г) из-за болезни — причина Ответ: б.

V. Дифференцированное домашнее задание (по выбору учащихся): а) упр. 145, 146 (творческого характера); б) упр. 159 на с. 92—93.






Для любых предложений по сайту: [email protected]