РАЗВИТИЕ РЕЧИ. РЕФЕРАТ. ИЗЛОЖЕНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ СОЧИНЕНИЯ ИЛИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЕ СОЧИНЕНИЕ НА МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННУЮ ТЕМУ - БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Уроки Русского языка в 9 классе

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. РЕФЕРАТ. ИЗЛОЖЕНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ СОЧИНЕНИЯ ИЛИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЕ СОЧИНЕНИЕ НА МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННУЮ ТЕМУ - БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Реферат (с. 106—107 учебника)


I. Лексико-орфографическая работа.

Мораль (нравственность) — правила поведения, система норм, определяющие обязанности человека по отношению к другим людям и обществу в целом; подвиг — героический поступок; вирус — мельчайший микроорганизм, возбудитель заразной болезни; трахома — заразное хроническое заболевание соединительной оболочки глаза; тунеядство — жизнь за чужой счет; Академия наук.


II. Люди всегда благодарны тем, кто нашел в себе мужество и силы совершать великое. Человеческая память хранит имена героев и их свершения.

Николай Пржевальский променял великосветский Петербург, парады и банкеты на тишину пустынь, дым костров, стоптанные сапоги, голод и жажду. В его честь Академией наук была выбита специальная медаль...

Молодой кандидат медицинских наук Анатолий Шаткин привил себе вирус трахомы, чтобы другие люди никогда не болели этой ужасной болезнью. И это тоже настоящий подвиг!

Но ведь не все могут быть путешественниками или работать с вирусами трахомы. Ведь кто-то должен водить такси, печь хлеб, стоять у станка или считать деньги в сберегательном банке.

А как же подвиг?

И все же мне кажется — есть место подвигу в любой обстановке и при любых занятиях. Вспомните жизнь Александра Селькирка (прообраз знаменитого Робинзона Крузо) на необитаемом острове, с его победой над самим собой, над страхом, над малодушием, над ленью, над желанием закрыть глаза и ждать смерти. Положение, в котором оказался этот человек, тоже необычное, но ведь бороться с собой, со своей ограниченностью, со своими пороками, с опустошенностью и равнодушием можно и нужно и не только на необитаемом острове.

Попробуйте победить себя, и вам станет понятно, что такое подвиг.

Человек в основе своей всегда устремлен к хорошему. Надо только вовремя уметь поддержать или подправить того, кто стал уходить от этого стремления. Мы живем в большом общежитии, и надо уметь любить людей, которые тебя окружают, отдавать им богатство ума и сердца, и они отплатят тебе тем же.

Жизнь пестра и разнообразна. На одном ее полюсе — горение и мужество, на другом — тунеядство и трусость. На одном — высокий порыв, жажда знаний, на другом — равнодушие, пошлость, мещанство. Перед каждым вступающим в жизнь встают эти полюса, и к какому полюсу человек пойдет, зависит от него самого.

(Н. Дубинин.)

Примерные вопросы к анализу.

1. Каждый ли человек способен совершить подвиг?

2. Всегда ли героический поступок совершается в особых, экстремальных условиях?

3. Согласны ли вы с утверждением, что есть место подвигу в любой обстановке и что это не зависит от того, какова профессия человека?

4. Какие моральные принципы свойственны людям, способным на подвиг?

5. Что необходимо сделать, чтобы в нужную минуту найти в себе мужество и силы победить малодушие, страх, безразличие, оказаться способным помочь людям или отдельному человеку, который попал в беду?

6. Озаглавьте текст.


Домашнее задание: дополнить содержание текста собственными примерами и доказательствами, высказать свое мнение по затронутым проблемам.


1 В уроке использованы рекомендации Т. А. Костяевой. См.: Рус. яз. в школе.— 1996.— № 6.— С. 115—116.






Для любых предложений по сайту: [email protected]