Литературный язык как высшая форма национального языка - ВВЕДЕНИЕ

Все уроки Русского языка 9 класс

Литературный язык как высшая форма национального языка - ВВЕДЕНИЕ

Цели: дать учащимся общее представление о речевой культуре человека; повторить основной признак литературного языка — наличие системы общепризнанных норм; совершенствовать речевую культуру учащихся, следуя нормам литературного языка.

Оборудование: схема, учебные тексты, раздаточный материал для работы в парах, в группах.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап


II. Актуализация опорных знаний

Слушание 2-3 творческих работ о роли русского языка в современном мире (см. домашнее задание предыдущего урока).


III. Постановка целей и задач урока.

Мотивация учебной деятельности

В школе вы получаете основные знания о русском языке. Таким образом закладывается фундамент знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшего совершенствования речи. Даже самые детальные грамматики не охватывают всех правил построения речи, даже самые большие словари не отражают всего богатства русской лексики и фразеологии. «Безграничны сокровища русского языка»,— писал известный русский поэт В. Луговской.

После школы вас ждет множество увлекательных профессий. И где бы вы ни трудились — на заводе, в поле, в исследовательской лаборатории,— всюду вам необходимо глубокое знание языка, умение точно, ясно и ярко выражать свои мысли. Помните слова А. Толстого: «Можно с уверенностью сказать, что человек, говорящий на хорошем языке, на чистом, хорошем, богатом языке, богаче мыслит, чем человек, который говорит на плохом и бедном языке». Слово — одежда мысли.

Без высокой культуры речи, без соблюдения норм речевого этикета нет культурного человека.


IV. Работа над темой урока

1. Объяснение учителя

(с тезированием учащимися основных положений)

Русский язык неоднороден по своему составу. В нем, прежде всего, выделяется язык литературный. Это высшая форма национального языка, определяемая целой системой норм. Эти нормы охватывают все уровни языка: письменную и устную речь; произношение, лексику, словообразование, грамматику. Например, в литературном языке нельзя употреблять такие формы, как «вы хочете», «моё фамилие», «они побегли»; надо говорить вы хотите, моя фамилия, они побежали; нельзя пользоваться вместо слова хорошо диалектным словом баско, вместо сосед — шабёр, не следует произносить е[г]о, ску[ч]но, а надо произносить е[в]о, ску[ш]но и т. д. Нормы описываются в учебниках, специальных справочниках, а также в словарях (орфографических, толковых, фразеологических, синонимов и др.).

Литературный язык, письменный и устный,— это язык радиовещания и телевидения, газет и журналов, книг, государственных и культурных учреждений.

Соблюдение норм имеет большое значение для формирования правильной литературной речи. Вместе с тем языковые нормы не являются постоянными, окончательно застывшими и неизменными — они изменяются с развитием и обновлением языка. Во времена Пушкина, например, произносили библиотека, засуха, филолог (в современном употреблении библиотека, засуха, филолог); в начале XX в. говорили варит, дружит, поезды, а в наше время произносят: варит, дружит, поезда. Слово открытка появилось в русском языке на рубеже XIX-XX вв., постепенно вытеснив употреблявшееся ранее словосочетание открытое письмо.

Языковые нормы изменяются медленно, постепенно. В процессе развития языка возникает вариантность нормы. Старая и новая нормы временно сосуществуют, конкурируя друг с другом. Например, вариантами нормы являются: творог и творог, петля и петля, инструкторы и инструктора и др. Иногда один из вариантов получает ту или иную стилистическую окраску, например, в вариантных парах в отпуске и в отпуску, в цехе и в цеху первые формы предпочтительны в официальной письменной речи, вторые — в непринужденной беседе.

Постепенно варианты либо расходятся в значениях (например, невежа — грубый, неучтивый человек и невежда — необразованный, несведущий человек), либо один из вариантов вытесняет своего конкурента (например, современное токарь полностью вытеснило устарелое токарь).

Для современного русского языка характерно некоторое сокращение количества вариантов, что объясняется такими причинами, как ослабление влияния территориальных диалектов, усиление роли письменной традиции, воздействие орфографии на произношение и др.


2. Работа со схемой (запись на доске и в тетрадях)


image2


Используя схему в качестве опоры, ответьте на вопросы.

• Что объединяет в себе современный русский национальный язык?

• Что является основой русского национального языка?

• Какие формы имеет литературный язык?


3. Наблюдение над языковым материалом

а) Чтение текста учителем

— О какой части русского национального языка идет речь в этом тексте?

Я знаю двух близнецов — пресимпатичных ребят. Побывав летом в деревне у бабушки в Псковской области, они вернулись и поразили всех в школе и дома. Стали в свою речь ввертывать великое множество никому неизвестных слов. Белых бабочек-капустниц они теперь именовали «мяклышами», сереньких ночных мотыльков — «популяшками». Почему? Потому что там, в окрестностях Пскова, люди старшего поколения еще говорят не на обыкновенном русском, общем для всех людей языке, а на наречии. А оно иной раз довольно сильно отличается от нашей речи. Парень хохочет, рассказывает: «Наша тетя Нюта чудит — со всей комнаты шум в тюшку запахивает». Кто же может понять, что эта фраза значит: «мусор заметает в щелку пола»? хоть переводи с псковского языка на русский.

(По Л. Успенскому)

Беседа

• Входят ли диалектные слова в русский литературный язык?

• Встречаются ли диалектные слова в художественных произведениях? Как вы думаете, с какой целью используют диалектные слова писатели?

б) Выполнение задания

Прочитайте. Раскройте смысл этих положений, приведите примеры. Как вы понимаете выражения «общеизвестное значение» и «общепринятые сочетания»? Какие значения и сочетания слов им противоположны?

Под нормами словоупотребления обычно понимается правильность выбора слов и уместность применения его в общеизвестном значении и в общепринятых сочетаниях. Особая важность соблюдения лексических норм определяется не только культурно-престижными факторами, но и необходимостью полного взаимопонимания между говорящим (пишущим) и слушающим (читающим), что в свою очередь составляет саму суть языкового общения.

(К. Горбачевич)


4. Практическая работа

а) Определите, какого типа ошибка допущена в данных предложениях. Отредактируйте и запишите предложения.

1) Проливной ливень заставил нас спрятаться под навес. 2) Уборка урожая овощной фасоли проводится периодически с июля месяца до наступления осенних морозов. 3) Досрочно и с большим перевыполнением выполнены коллективом государственные обязательные поставки. 4) Переговоры подошли к своему концу. 5) Безразличные лица, разговоры во время беседы заставили меня самокритично оценить формы и методы моей работы в качестве пионервожатого. 6) Все дети в школе охвачены горячими завтраками. 7) Тогда, десять лет назад, постановка такой темы была совершенной новизной. 8) Хорошим подспорьем для обучающихся является демонстрация диафильмов.

б) Допишите окончание слов в соответствии с нормой.

Тормозить движени.. . Препятствовать движени.. . Преодолевать препятстви.. . Пренебрегать совет.. . Игнорировать совет.. .

в) Исправьте грамматические ошибки.

Рассчитал о маршруте. Изложил о трудностях перехода. Поделиться о впечатлениях. Получил разрешение о посадке. Объяснил про опасность подъема. Пригрозил о разоблачении.


5. Творческая работа в парах

Найдите в речи детей ошибки и объясните, как они могли появиться.

Образец. Съев макароны, мой трехлетний сынок поблагодарил меня: «Спасибо, я намакаронился».

Объяснение. Несуществующее в речи слово «намакаронился» ребенок образовал по аналогии со словом «наелся»; эта ошибка происходит оттого, что ребенок уже знает языковое значение приставки на-, суффиксов -и-л-, частицы -ся, но еще не умеет пользоваться ими в речи.

В блокноте воспитательницы детского сада есть интересные записи:

«Мой Петенька сегодня заявил, что он весь “исхолодился”, а Леночка “изгрязнилась”.

Миша, возвращаясь с послеобеденной прогулки, сказал, что все ребята уже “накаруселились” и “напрятались”».


6. Коммуникативный тренинг: совершенствование речевой культуры учащихся (работа в группах)

Прочитайте. Какая основная мысль этих отрывков? Развейте эту мысль. Приведите наблюдаемые вами примеры неточного или неправильного словоупотребления в письменной и устной речи, в школьных сочинениях ваших одноклассников. Какая речь считается клишированной или штампованной?

I. Плохо выраженная мысль — это не только леность речевых усилий, но и леность мысли или неуменье мыслить. Неумение именовать предметы — это незнание их. А без этого «глохнет» не только самый обычный разговор, но не может существовать и поэзия. Большой ущерб общению наносит клишированная, штампованная речь, достигающая предела допустимости в жаргоне. Выражаясь языком кибернетики, использование штампов не дает сколько-нибудь ценной информации, повторение клише не означает увеличение количества информации, но свидетельствует об ее избыточности.

(Из «Энциклопедического словаря юного филолога»)

II. Школьные каникулы продолжались: эта примета мирной жизни существовала вроде бы по инерции. Мы с мамой решили пойти в кино. Пишу так, хоть Нина Филипповна объясняла нам: «Нельзя ходить в кино, как нельзя ходить в “литературу” или в живопись: это обозначение видов искусства. Можно ходить в кинотеатр. Остерегайтесь неточностей речи, даже общепринятых. Не говорите, к примеру, “март месяц”, ибо март ничем, кроме месяца быть не может. Неточности речи, даже вроде бы узаконенные, ведут к неточности мыслей, а значит — поступков». Она говорила много такого, чего не было в учебниках и программах.

(А. Алексин)


V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Заключительное слово учителя

Академик В. Виноградов писал: «Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и чутье родного языка, уменье пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием — самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной и творческой деятельности».

Читайте научно-популярную литературу о языке. Книги подскажут, чему надо учиться; помогут отличить хорошее, меткое русское слово от словесного мусора и полюбить это хорошее.


VI. Домашнее задание

I уровень

Выпишите из художественных произведений XIX — начала XX века 5-6 слов, в ударении или грамматическом оформлении которых произошли изменения.

II уровень

Прочитайте статьи из «Словаря русского литературного словоупотребления» (1987 г.), касающиеся слов гладкий, громада. Об ошибках какого рода предупреждает словарь? В чем причины их появления? Приведите 5-6 примеров русских и украинских слов, близких или сходных по форме, но различных по значению.






Для любых предложений по сайту: [email protected]