Повторение. Основные виды простых предложений. Главные и второстепенные члены предложения - ПОВТОРЕНИЕ

Все уроки Русского языка 9 класс

Повторение. Основные виды простых предложений. Главные и второстепенные члены предложения - ПОВТОРЕНИЕ

Цели: систематизировать и обобщить полученные учащимися сведения о простом предложении; совершенствовать умения правильно строить и употреблять в речи основные виды простых предложений с учётом разнообразных речевых задач.

Оборудование: учебные тексты

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

ХОД УРОКА

I. Организационный этап


II. Актуализация опорных знаний

Беседа

• Из каких разделов состоит грамматика?

• Что изучает синтаксис?

• Что такое предложение? Чем оно отличается от словосочетания?

• Что такое грамматическая основа предложения?

• В чем различия двусоставных и односоставных предложений?

• Назовите виды односоставных предложений.

• Какие второстепенные члены предложения вам известны?

• Что вы знаете об однородных членах предложения и обобщающих словах при них?

• Что общего между обращениями и вводными словами и чем они отличаются друг от друга?


III. Мотивация учебной деятельности

По словам А. С. Пушкина, язык неистощим в соединении слов. По этой причине возможно оформить неопределённое множество конкретных предложений, бесконечно разнообразных по смыслу. Чтобы сделать это правильно, надо знать виды предложений — их своеобразные формулы, модели.


IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

1. Практическая работа с языковым материалом

а) Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните грамматические основы. Графически обозначьте выбор орфограмм.

Изучив в школьные годы Горе от ума Евгения Онегина мы на всю жизнь утв..рждаемся во мнени.. что эти произведения нам хорошо извес..ы. Очень опас..ое заблуждение. Это порой м..шает нам ещё и ещё раз вникнуть в эти в..личайшие глубины человеческого гения, пр..близи..ся к пост..жению (не) пост..жимого. Интеллект человека (не) в умении.. читать, а в умени.. перечит..вать. Как бездумно мы порой л..шаем себя этого насл..ждения!

Бездумное чтение пр..вод..ит к параличу вкуса и мышления, а они должны быть у каждого из нас самостоятельными иначе человек обр..чён на пожизненное духовное проз..бание. А это (не) такая уж (не) ви..ная вещь она часто приводит к искр..влениям личности. Мне думае..ся борьба за самостоятельное творческое мышление это борьба за исти..ую духовную культуру.

(По Н. Доризо)

б) Спишите, подчёркивая грамматическую основу, вставляя буквы и недостающие знаки препинания. Укажите вид односоставных предложений.

Патриотизм чу..ство самое стыдливое писал Лев Толстой. Береги св..тые слова и дорожи ими. (Не) кричи о любви к Родин.. а трудись во имя её блага счастья могущества.

Родина твой дом твоя колыбель. В родном доме (не) всё бывает гла..ко и (не) всё хорошо. Есть у нас свои беды и горечи. Говоря о них помни: ты говориш.. о бедах и горестях своего родного дома. В какой (бы) д..лёкий угол нашей Родины (не, ни) забросила тебя судьба (не, ни) забывай о своей колыбели.

(В. Сухомлинский)

2. Работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)

3. Самостоятельная работа над составлением высказываний с использованием простых предложений разных видов

а) Напишите своему другу (подруге) небольшое письмо, в котором расскажите, как вы провели выходные дни за городом, в лесу, на речке и т. п., используя для описания природы односоставные предложения; объясните их употребление.

б) Составьте и запишите в форме диалога ваш разговор с одноклассниками, представив себе одну из ситуаций: 1) вы делитесь впечатлениями о прочитанной книге (просмотренном кинофильме); 2) вы обсуждаете, как лучше подготовиться к предстоящему походу. Найдите в тексте неполные предложения, объясните их употребление.


V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Учитель. Таким образом, сегодня на уроке вы ещё раз убедились в том, что предложение — это средство выражения и сообщения мысли. Для него характерны смысловая и грамматическая организация и интонационная завершенность.


VI. Домашнее задание

1. Повторить теоретический материал по теме урока.

2. Выполнить (письменно) упражнение по выбору учителя.






Для любых предложений по сайту: [email protected]