Синтаксический и пунктуационный разбор сложных предложений с различными видами связи (урок-практикум) - СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

Все уроки Русского языка 9 класс

Синтаксический и пунктуационный разбор сложных предложений с различными видами связи (урок-практикум) - СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

Цели: актуализировать знания учащихся о структурных особенностях сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи; формировать умение анализировать, строить и употреблять в письменной речи такие конструкции, правильно расставлять в них знаки препинания; познакомить с синтаксическим разбором сложных предложений с разными видами связи.

Оборудование: учебные тексты, раздаточный материал, памятка, конспект.

Тип урока: комбинированный.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап


II. Актуализация опорных знаний

1. Беседа

• Какая связь может быть использована в сложных предложениях с различными видами связи?

• Как обнаружить эти различные виды связи между предложениями в составе сложного предложения?

• Какой связью между собой могут быть связаны придаточные предложения?

• Какие случаи расстановки запятых в сложном предложении при стыке двух союзов вы знаете? Какой приём можно использовать в этом случае, решая пунктуационную задачу?

• Когда предложения, связанные одиночным союзом и, не разделяются запятой?

2. Наблюдение над языковым материалом (запись на доске)

Рассмотрите предложение и схемы. Соотнесите данное предложение с одной из схем, приведенных ниже.

Сергей говорил это, а глаза помимо его воли оглядывали селение, то самое, о каком неотвязно думалось и помнилось и в горчайший час Сталинградского побоища, и у Белгорода, под Верхней Масловкой, в кровавые июльские дни сорок третьего, и на Днепре в утлом судёнышке, в той крестьянской долбленке, которая, схваченная цепкими лапами немецких прожекторов, ныряла в багровых — не то от крови, не то от зарева пылающих по обе стороны хуторов — волнах песенной реки, неся на себе один лишь минометный расчёт, вместе с которым переправлялся на правый берег и он, тогда лейтенант Ветлугин (М. Алексеев).

а) [ ], а {[ ], (о каком), (которая) — [ ], (с которым)}.

б) [ ], а {[ ], (о каком), [ ], (которая), [ ], (с которым)}.

в) [ ], а {[ ], (о каком), (которая), (с которым)}.

г) [ ], а {[ ], (о каком) и ( ), (которая) - [ ], [ ], (с которым)}.


III. Постановка целей и задач урока.

Мотивация учебной деятельности

Сложное предложение может состоять из частей, представляющих собой целое сложное предложение. Эти части соединяются так же, как и простые предложения,— без союзов, сочинительными и подчинительными союзами или союзными словами — и образуют известные вам типы сложных предложений.

Изучение сложных предложений с различными видами связи имеет большое развивающее значение: вы не только расширяете свои знания о строении сложных предложений, но и развиваете интеллектуальные навыки, поскольку анализ таких предложений всегда связан со сложными мыслительными операциями.


IV. Изучение нового материала

1. Объяснение учителя

Для любознательных: среди предложений выделяют, кроме известных вам типов и видов, конструкцию, обозначаемую термином период. Используется она, как правило, в художественной прозе, поэзии, в публицистике. Приведём примеры, которые помогут вам понять, какие конструкции имеются в виду. Прочитайте тексты. Обратите внимание на знаки препинания и интонацию при чтении вслух (карточки с текстами разложены на каждой парте).

Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зелёного листка;

Когда росой обрызганный душистой,

Румяным вечером иль утра в час златой,

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой;

Когда студеный ключ играет по оврагу

И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

Лепечет мне таинственную сагу

Про мирный край, откуда мчится он,—

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе,—

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу бога...

(М. Лермонтов)

У всякого есть свой задор: у оного задор обратился на борзых собак; другому кажется, что он сильный любитель музыки и удивительно чувствует все глубокие места в ней; третий мастер лихо пообедать; четвёртый сыграть роль хоть одним вершком выше той, которая ему назначена; пятый с желанием более ограниченным, спит и грезит о том, как бы пройтиться на гуляньи с флигель-адъютантом, напоказ своим приятелям, знакомым и даже незнакомым; шестой уже одарён такою рукою, которая чувствует желание сверхъестественное заломить угол какому-нибудь бубновому тузу или двойке, тогда как рука седьмого так и лезет произвести где-нибудь порядок, подобраться поближе к личности станционного смотрителя или ямщика,— словом, у всякого есть своё, но у Манилова ничего не было.

(Н. Гоголь)

• Как вы полагаете, почему наблюдения над периодом вам предлагается сделать в данном разделе?

• Попробуйте сделать самостоятельно вывод: каковы отличительные признаки периода? При необходимости обращайтесь к опорному конспекту (карточки разложены на каждой парте).

• Объясните расстановку знаков препинания в данных выше текстах. В каких случаях можно говорить об авторских знаках? Каково их значение?

• В каком слове из текста Н. Гоголя сохраняется устаревшая форма написания окончания?

• Пользуясь опорной карточкой и своими наблюдениями над текстами, подготовьте сообщение о новой для вас синтаксической конструкции — периоде.

Опорная карточка

Период характеризуется единством темы, освещённой достаточно полно, разносторонне и закончено. Это — цельное описание, или цельное повествование, или цельное логическое рассуждение. Это небольшой связный текст, умещающийся в одном предложении.

Период может быть простым предложением, с повторяющимися однотипными группами однородных членов; сложносочинённым, в котором простые предложения имеют однотипное строение; но чаще всего период — это сложноподчинённое предложение, в котором главному предложению подчинены параллельно несколько придаточных одного вида.

Нередко период представляет собой сложное предложение с разными видами связи.

Композиционно период состоит из двух частей.

Интонация периода характеризуется постепенно нарастающим повышением голоса с кульминацией в конце первой части, следующей далее паузой и глубоким понижением в конце. Интонационный рисунок периода подчёркивает стройность, внутреннюю напряжённость и завершённость высказывания.

(По материалам энциклопедии «Русский язык»)


2. Ознакомление с планом синтаксического разбора сложного предложения с разными видами связи (памятки разложены на каждой парте)

План синтаксического разбора сложного предложения с разными видами связи

1) Простое или сложное. Количество простых предложений.

2) Указать, что это предложение с разными видами связи: союзной (сочинительной, подчинительной), бессоюзной.

3) Назвать, из скольких частей состоит предложение, указать, как связаны между собой части.

4) Объяснить расстановку знаков препинания.

5) После этого каждая часть разбирается отдельно как простое или сложное предложение.

Образцы разбора сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи

1) Когда я вернулся домой, ёлку тотчас зажгли, и в комнате началось такое весёлое потрескивание свечей, будто вокруг беспрерывно лопались сухие стручки акации (К. Паустовский).

image31

Это предложение сложное, с сочинительной и подчинительной связью, состоит из двух частей, связанных сочинительным союзом и: первая часть — сложноподчинённое предложение — Когда я вернулся домой, ёлку тотчас зажгли; вторая часть — тоже сложноподчинённое предложение — В комнате началось такое весёлое потрескивание свечей, будто вокруг беспрерывно лопались сухие стручки акации. То, о чём говорится во второй части (во втором сложноподчинённом предложении), происходит после действия первой части. между частями отношение временной последовательности.

Далее можно разбирать каждое из сложноподчинённых предложений.

2) Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед нами, уходя в бесконечную даль (И. Тургенев).

image32

Это предложение сложное, с сочинительной и подчинительной связью, состоит из двух частей: простого и сложноподчинённого предложений. между этими частями (предложениями) отношения одновременности, которые осложняются (дополняются) отношениями причины и следствия: причина — в простом предложении, следствие — в сложноподчинённом.


V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

1. Практическая работа

Произведите синтаксический разбор данных ниже предложений. При разборе следует: а) указать, что это сложное предложение с разными видами связи: союзной (сочинительной и подчинительной), бессоюзной; б) сказать, из скольких частей состоит сложное предложение и как эти части связаны между собой; в) каждую часть разобрать отдельно как простое или сложное предложение.

1) Гоголя, одного из самых загадочных и сложных писателей, мы узнаём в ту пору нашей жизни, когда каждая страница книги равноценна для нас пережитому событию, когда мы умеем громко смеяться, замирать от страха, а подчас и плакать над книгой, когда свежее и быстрое наше воображение опережает мелькающие перед нами строчки (С. Маршак). 2) До сих пор Костя знал, что есть день и ночь, есть столько-то часов между гудками, и не обращал внимания на такую мелочь, как минуты и секунды, а оказалось, что эту мелочь нужно беречь, если хочешь сделать много (Б. Горбатов).


2. Работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)


VI. Рефлексия. Подведение итогов урока

Фронтальная беседа (интерактивный прием «Микрофон»)

• Что вы узнали о синтаксической роли сложных предложений с разными видами связи?

• Каков порядок синтаксического разбора этих сложных синтаксических конструкций?

• С какой новой синтаксической конструкцией вы познакомились сегодня на уроке?


VII. Домашнее задание

1. Повторить теоретический материал о сложных предложениях с разными видами связи.

2. Выполнить (письменно) упражнение по выбору учителя






Для любых предложений по сайту: [email protected]