Русский язык - Основной государственный экзамен - Комплекс материалов для подготовки учащихся
Тест № 1 - ПРИМЕРНЫЕ ВАРИАНТЫ ОГЭ г. - РУССКИЙ ЯЗЫК - Основной государственный экзамен - Комплекс материалов для подготовки учащихся
Инструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа состоит из трёх частей, включающих в себя 15 заданий.
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Часть 1 включает в себя одно задание и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение).
Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.
Это задание выполняется на отдельном листе.
Часть 2 состоит из 13 заданий (2-14). Задания части 2 выполняются на основе прочитанного текста.
Ответы к заданиям 2-14 записываются в виде слова (словосочетания), числа, последовательности цифр в поле ответа в тексте работы.
В случае записи неверного ответа на задания части 2 зачеркните его и запишите рядом новый.
Задание части 3 выполняется на основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями части 2.
Приступая к части 3 работы, выберите одно из трёх предложенных заданий (15.1, 15.2 или 15.3) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ.
Это задание выполняется на отдельном листе.
На экзамене разрешено пользоваться орфографическим словарём.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Тест № 1
Часть 1
Прослушайте текст и выполните задание 1 на БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2, Сначала напишите номер задания, а затем — текст сжатого изложения.
1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения - не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Текст для прослушивания
Язык человека - это его мировоззрение и поведение. Как он говорит, так, следовательно, и думает. И если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным человеком, то обращайте внимание на свою речь. Говорите правильно, точно и экономно. Не заставляйте окружающих выслушивать ваши длинные монологи, не будьте самовлюблённым болтуном.
Если вам приходится часто публично выступать (например, на собраниях, заседаниях, просто в обществе своих знакомых), то прежде всего следите, чтобы ваши выступления не были длинными, чересчур затянутыми. Следите за временем. Это необходимо не только из уважения к окружающим. Это важно и для того, чтобы вас поняли и активно слушали. Первые пять минут слушатели могут вас слушать внимательно. Вторые пять минут они только делают вид, что слушают вас. А на двадцатой минуте перестают делать вид, что им интересно то, о чём вы рассказываете, и начинают перешёптываться о своих делах.
Постарайтесь так, чтобы в вашем выступлении не было просто цепи разных мыслей, а чтобы была одна - главная. Ей должны быть подчинены все остальные. Тогда в вашем выступлении окажется тема, и вашу речь будет легче воспринимать. Слушатели будут догадываться о том, к чему вы ведёте, в чём вы их хотите убедить. И ваше выступление будет успешным.
(По Д.С. Лихачёву)
Часть 2
Прочтите текст и выполните задания 2-14.
(1)В юности у меня был друг Валька Зыков. (2)Человек очень необычный - строгий, твёрдый, серьёзный, не знающий, что такое человеческие слабости, не признающий компромиссов.
(3)Я помню тот исторический день, когда Вальке исполнилось тринадцать лет. (4)Именно тогда он, что-то путано объясняя, показал мне заявление, которое было написано им самим. (5)Адресованное неизвестно кому, гласило оно о том, что с этого дня Валька Зыков берёт на себя обязательство никогда никому не врать. (6)Я, человек опытный, отнёсся к этому заявлению чересчур скептически и недоверчиво.
(7)- Во-первых, это невозможно, - сказал я ему. — (8)Во-вторых, это неинтересно.
(9)Он посмотрел на меня светлыми, спокойными близорукими глазами первого отличника и не унизился до ответа.
(10)Однажды, когда мы учились в восьмом классе, Валька Зыков, к великому удивлению многих одноклассников, прогулял школу. (11)Обычно нас спрашивали, почему мы отлынивали от учёбы, отсутствовали целый день на уроках. (12)Каждый врал так, как он мог. (13)Я, например, обычно кого-нибудь встречал или провожал: то в командировку уезжал мой отец, то уезжала куда-то мать, то улетела срочным рейсом моя неугомонная бабушка.
(14)- У тебя не семья, а подвижной состав, - вздыхала классная руководительница.
(15)Она открывала журнал, и там появлялась запись: “Отсутствовал по уважительной причин не”.
(16)- Что случилось с тобой, Зыков? - поинтересовалась классная руководительница.
(17)Волны бешеного шёпота захлестали по классу: это Вальке подсказывали надёжные и правдоподобные причины, однако он как будто бы не слышал... (18)Когда я взглянул на него, мне стало не по себе: Валькины глаза были слишком печальны...
(19)- Что случилось с тобой, Зыков? (20)Может быть, ты переутомился, плохо себя чувствовал? - подсказывая ему выход, тихо и сочувственно говорила ему учительница.
(21)- Нет, я не был болен, - твёрдо отвечал Зыков. - (22)Я был полностью и абсолютно здоров.
(23)Он задумался на секунду и дрогнувшим, но громким голосом произнёс:
(24)- Я прогуливал.
(25)Стон недоумения и отчаяния пронёсся по классу: а-ах!
(26)И классная руководительница проговорила проникновенно и устало:
(27)- Ты правильный мальчик, Зыков.
(28)И мелким чётким почерком она поставила в журнале: (29)“Отсутствовал по неуважительной причине”.
(30)Когда после уроков мы возвращались домой, Зыков шёл впереди нас, одинокий и скорбный, как Джордано Бруно.
(31)Я верил Вальке. (32)Зыков был моим рыцарем правды, всегдашним укором моей совести...
(33)Однажды я “сыпался” на экзамене по истории, утопая в пучине дат и событий. (34)Утопая, я кинул Вальке белый флаг, с отчаянием взмолился о помощи, так как знал, что он выучил историю назубок.
(35)- Подскажи, Валька, - прошептал я.
(36)И тут я вспомнил: это же Валька Зыков, не знающий компромиссов... (37)Этот никогда ни за что подскажет, будет держать язык за зубами! (38)Я безнадежно и устало посмотрел на него. (39)Лицо его мучительно искривилось. (40)Он страдал. (41)Он был слишком правдив, чтобы подсказать, и слишком добр, чтобы дать мне утонуть. (42)Валька Зыков мучился, зажатый в тисках своей принципиальностью и своей добротой.
(43)- Ну-с, в каком же году произошло это знаменательное событие?! — риторически произнёс я и, разумеется, театрально развёл руками. (44)И тут, к удивлению, я увидел, как разверзлись побледневшие уста моего друга, как дрогнули его непримиримые губы. (45)Прерывающимся шёпотом он, волнуясь, произнёс дату. (46)Я был спасён.
(47)Когда экзамен окончился и когда нам объявили оценки, я тут же кинулся к Вальке Зыкову. (48)Хотел его обнять, чтобы сказать ему самые прекрасные слова, которые он заслуживает. (49)Но он отстранил меня твёрдой рукой,, не принял моей благодарности. (50)Валька Зыков ушёл, гордо подняв неширокие плечи, ушёл потому, что не смог соблюсти своих принципов и подавить свою доброту. (51)Я понял, как был жесток, поставив его перед этим выбором...
(52)А потом мы стали взрослыми.
(По В.И. Амлинскому)
Амлинский Владимир Ильич (1935-1989) - российский писатель.
Ответами к заданиям 2-14 являются цифра, слово, словосочетание, число или последовательность чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: “Почему Валька Зыков не стал обманывать классную руководительницу и честно признался, что он пропустил школу без уважительной причины?”
1) У Вальки Зыкова были проблемы со слухом, поэтому он не услышал те слова в своё оправдание, которые ему шептали одноклассники.
2) Валька Зыков хотел, чтобы классная руководительница в очередной раз похвалила его за честность и назвала “правильным мальчиком”.
3) Валька Зыков поклялся другу “никогда никого не обманывать” и не хотел выглядеть в его глазах слабохарактерным человеком.
4) Валька Зыков был верен своим жизненным принципам и не мог их нарушить.
Ответ: ____________________________.
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Однажды Валька Зыков прогулял школу.
2) Однажды я “сыпался” на экзамене по истории, утопая в пучине дат и событий.
3) Этот никогда ни за что подскажет, будет держать язык за зубами!
4) Зыков был моим рыцарем правды, всегдашним укором моей совести...
Ответ: ____________________________.
4. Из предложений 36-41 выпишите слово, правописание приставки в котором зависит от ударения.
Ответ: ____________________________.
5. Из предложения 3-6 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: “В наречии на -О (-Е) пишется столько букв Н, сколько было в причастии или в отглагольном прилагательном, от которого оно образовано”.
Ответ: ____________________________.
6. Замените разговорное слово “отлынивали” в предложении 11 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: ____________________________.
7. Замените словосочетание “с отчаянием взмолился” (предложение 34), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: ____________________________.
8. Выпишите грамматическую основу предложения 52.
Ответ: ____________________________.
9. Среди предложений 3-6 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ____________________________.
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Ну-с,(1) в каком же году произошло это знаменательное событие?! - риторически произнёс я и,(2) разумеется,(3) театрально развёл руками. И тут,(4) к удивлению,(5) я увидел,(6) как разверзлись побледневшие уста моего друга,(7) как дрогнули его непримиримые губы. Прерывающимся шёпотом он,(8) волнуясь,(9) произнёс дату. Я был спасён.
Ответ: ____________________________.
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 30. Ответ запишите цифрой.
Ответ: ____________________________.
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Однажды,(1) когда мы учились в восьмом классе,(2) Валька Зыков,(3) к великому удивлению многих одноклассников,(4) прогулял школу. Обычно нас спрашивали,(5) почему мы отлынивали от учёбы,(6) отсутствовали целый день на уроках. Каждый врал так,(7) как он мог.
Ответ: ____________________________.
13. Среди предложений 47-51 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ____________________________.
14. Среди предложений 14-18 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ____________________________.
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
Часть 3
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 75.7, 75.2 или 15,3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 75.7, 75.2 или 15,3.
15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося лингвиста А.М. Пешковского: “У каждой части речи свои достоинства”. Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами А.М. Пешковского.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком
15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл фрагмента текста: “Валька Зыков ушёл, гордо подняв неширокие плечи, ушёл потому, что не смог соблюсти своих принципов и подавить свою доброту”.
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.3. Как Вы понимаете значение слова ДОБРОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: “Что такое доброта”, взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.