Тест № 2 - ПРИМЕРНЫЕ ВАРИАНТЫ ОГЭ г. - РУССКИЙ ЯЗЫК - Основной государственный экзамен - Комплекс материалов для подготовки учащихся

Русский язык - Основной государственный экзамен - Комплекс материалов для подготовки учащихся

Тест № 2 - ПРИМЕРНЫЕ ВАРИАНТЫ ОГЭ г. - РУССКИЙ ЯЗЫК - Основной государственный экзамен - Комплекс материалов для подготовки учащихся

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание 1 на БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сначала напишите номер задания, а затем - текст сжатого изложения.

1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения - не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для прослушивания

Писатель Даниил Александрович Гранин однажды спросил меня о том, зачем нужно искусство, почему оно появилось. Такой вопрос ему задали на встрече с молодёжью в Берлине, откуда он только что вернулся. Мы стали беседовать о начале искусства, рассуждать о его происхождении. Я вспомнил пещерные рисунки. Древние люди часто рисовали мощного, свирепого бизона, причём с необыкновенным умением. Может быть, хотели изобразить цель охоты? Но почему тогда древние люди не изображали уток, гусей, перепелов? Ведь на них тоже охотились?

Тогда у меня возникло предположение: в пещерах изображалось то, чего древние люди боялись, что могло нанести им смертельный вред. Древний человек рисовал то, что его пугало. Этим он нейтрализовывал окружающий мир, то, что несло ему опасность. Отсюда и родилось искусство. Так, например, наши предки не случайно загибали нос ладьи высоко кверху и вырезали на нём страшилище. Ведь надо было напугать непокорное море и волны, от которых нередко исходила угроза гибели.

Однако впоследствии искусство стало бороться не со страхом перед смертью, а с бесформенностью и бессодержательностью мира. Задачей искусства стала попытка внести в мир упорядоченность. Эта упорядоченность каждый раз была различной: однообразной в фольклоре и разнообразной в творчестве одного отдельно взятого человека. Так, художник в разных своих творениях выражал разные идеи. И всё это противодействовало бессодержательности.

(По Д.С. Лихачёву)

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания 2-14.

(1)Тревожное ржание заполнило округу. (2)Скорее, это было не ржание, а в переводе на человеческий язык крик о помощи, раздирающий душу своей надрывностью.

(3)В огромном котловане, метров пятнадцати в диаметре и глубиной не менее трёх-четырёх, в холодной мартовской воде тонул жеребёнок. (4)По краю котлована метались откормленный жеребец и плотная низкорослая лошадка, видимо, первородок.

(5)Это была лошадиная семья одного из местных богатеев, который проживал в частном доме неподалёку и о котором все любили посудачить. (6)Кони свободно расхаживали по территории посёлка и были любимцами как взрослых, так и детей. (7)Они были настолько доверчивы, что даже брали из рук незнакомых людей сахар, который очень любили. (8)Особой любовью пользовался подросток - жеребёнок, который сейчас находился в беде.

(9)Котлован, вырытый экскаватором на месте прорыва водопровода года три назад, располагался между домов густонаселённого района. (10)Он давно превратился в неогороженное озеро, заполненное постоянно текущей туда водопроводной водой, в паводок талой, а осенью дождевой.

(11)Глинистая почва не позволяла воде высыхать. (12)Летом вода наполовину испарялась, а в предзимье рукотворное озеро, дополненное дождями, замерзало на радость развесёлой детворе. (13)Ребятишки катались на санках и коньках, вопреки запретам престрогих родителей, опасающихся за их бесценные жизни. (14)Но, как говорят, Бог от большой беды людей миловал, но вот жеребёнка не уберёг...

(15)Ступив на затянутую тонким весенним ледком поверхность, жеребёнок тут же провалился и теперь пытался выбраться из ямы.

(16)Тонким подростковым фальцетом он пытался призвать на помощь мечущихся здесь же родителей. (17)Они в беспокойстве то подбегали к краю, то с тревогой поглядывали на собирающихся к месту происшествия любопытствующих людей. (18)К слову сказать, их набиралось всё больше; многие спешили на работу, в школы, вели детей в детские сады...

(19)Чтобы успокоить тонущего сына, лошадка опустила передние ноги и голову на край ямы. (20)Понимая, что ситуация опасна, она прыгнула в холодную серую жижу. (21)3а ней, оглашая округу громким ржанием, последовал и жеребец. (22)Люди, которые стояли неподалёку, оказались окутаны огромными кляксами грязных брызг и отпрянули от края.

(23)Теперь уже вся семья барахталась в тине, беспрестанно разрывая воздух тревожными криками. (24)Водой назвать месиво грязи, прошлогодней травы и осенних опавших листьев, перемешанных в одну массу, было сложно.

(25)И жеребец-отец, и лошадка снова пытались помочь, подталкивая мордами, но высокий берег никак не поддавался слабеющему с каждой минутой жеребёнку. (26)Борьба длилась довольно долго.

(27)Бедный жеребчик, поддерживаемый с обеих сторон родителями, в изнеможении падал и падал вниз, окунаясь с головой в жижу. (28)Осклизлые края ямы не мешали ему зацепиться за что-либо. (29)Из-под сорванных копыт текла кровь.

(30)Стоящие люди со страхом и болью смотрели на трагедию, разыгрывавшуюся на их глазах, но помочь ничем не могли или попросту не хотели...

(31)Между тем жеребёнок совсем ослабел. (32)У его родителей силы тоже, разумеется, были на исходе. (33)Видимо, понимая, что борьба за жизнь сына бесполезна, жеребец с усилием выбрался из ямы и молча стал наблюдать за бултыхающейся лошадкой и сыном, понурив голову. (34)Глаза его тоскливо покрывались поволокой. (35)С туловища стекала грязно-серая жижа, которая на пронизывающем ветру коркой застывала на нём. (36)По корпусу жеребца время от времени пробегала дрожь, которую ему было никак не унять. (37)Иногда он призывно ржал, видимо для того, чтобы поддержать и успокоить тонущую семью.

(38)А смертельная схватка продолжалась...

(39)Жеребёнок поднимал голову, которая сразу же сникала, как подкошенная, хриплый стон вырывался из его груди. (40)Он каким-то чудом ещё оставался на поверхности. (41)Вылезшие от страха и ужаса происходящего из орбит глаза смотрели на людей умоляюще. (42)Он старался открытым ртом хлебнуть как можно больше воздуха, однако горло его уже было наполовину заполнено грязью; жеребчик, задыхаясь, снова уходил в глубину.

(43)Мать, почти потерявшая силы, плавала возле него, стараясь крупом подтолкнуть сына к берегу. (44)Но она всё чаще давала передышку себе.

(45)Время от времени они вместе уходили в хлябь. (46)Из уст лошади раздавалось уже не ржание, а такой же, как у жеребёнка, хрип.

(47)Родители, ведущие детей в детский сад, старались не задерживаться и, торопливо взглянув на трагедию, быстро удалялись. (48)Остальные, устав наблюдать, молча расходились по своим делам, виновато опустив головы от бессилия...

(49)Прижав сына к скользкому краю, перебирая ногами, лошадка и жеребёнок затихли. (50)Налитые кровью от натуги глаза матери смотрели на утреннее солнце, на кроны не- распустившихся деревьев, на таявшую толпу людей и понурого жеребца.

(51)- Давай, давай, выбирайся, - молил жеребёнка мальчик лет десяти.

(52)Ни мать, ни сын ни на что не реагировали. (53)Голова жеребёнка от бессилия не держалась. (54)Казалось, он был в глубоком обмороке.

(55)Оба вновь оказались под грязной жижей.

(56)Внезапно лошадка скрылась с головой и поднырнула под неподвижное тело сына. (57)Издав почти предсмертный хрип и подняв вулкан грязно-серой массы, спиной вытолкнула жеребёнка из котлована...

(58)Он лежал на голой земле, не реагируя ни на что.

(59)Толпа ахнула и отодвинулась. (60)Лошадь делала попытки выбраться ещё минут десять и, наконец, выкарабкалась из ямы. (61)Трепеща всем телом, тут же начала слизывать с жеребчика грязь, толкая его носом в бок и помогая встать.

(62)К ним подошёл жеребец и начал зубами легонько покусывать сына за холку. (63)Наконец детёныш пришёл в себя, поднялся и на трясущихся ногах медленно пошёл, опираясь на бок матери.

(64)С другой стороны, чуть в сторонке от них, шёл отец, готовый в любой момент поддержать их...

(65)Они неспешно шли по дороге, тесно прижавшись и поддерживая друг друга. (66)Люди со слезами на глазах провожали лошадиную семейку, преподавшую всем урок безграничной любви к ребёнку, и восхищались подвигом Матери, которая, не думая о себе, рискуя жизнью, самоотверженно берётся за спасение сына...

(67)Воистину велика любовь, даже лошадиная!..

(По О. Бугримовой)

Ольга Бугримова (род. 22 сентября 1950) - российский поэт и прозаик.

Ответами к заданиям 2-14 являются цифра, слово, словосочетание, число или последовательность чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

2. На какой вопрос в тексте нет ответа?

1) В какое время года происходит действие в рассказе?

2) При каких обстоятельствах жеребёнок попал в беду?

3) Кто из людей, оказавшихся в толпе, своими действиями активно помогал спасать жеребёнка?

4) Как боролась лошадь-мать за жизнь своего сына?

Ответ: ____________________________.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Люди, которые стояли неподалёку, оказались окутаны огромными кляксами грязных брызг и отпрянули от края.

2) Видимо, понимая, что борьба за жизнь сына бесполезна, жеребец с усилием выбрался из ямы и молча стал наблюдать за бултыхающейся лошадкой и сыном, понурив голову.

3) Наконец детёныш пришёл в себя, поднялся и на трясущихся ногах медленно пошёл, опираясь на бок матери.

4) Люди со слезами на глазах провожали лошадиную семейку, преподавшую всем урок безграничной любви к ребёнку, и восхищались подвигом Матери.

Ответ: ____________________________.

4. Из предложений 11-14 выпишите слово, в котором правописание согласной в приставке не зависит от последующего согласного звука.

Ответ: ____________________________.

5. Из предложений 23-26 выпишите слово, в котором правописание суффикса наречия -О или -А зависит от приставки.

Ответ: ____________________________.

6. Замените разговорное слово “унять” в предложении 36 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: ____________________________.

7. Замените словосочетание “берётся за спасение” (предложение 66), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: ____________________________.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 32.

Ответ: ____________________________.

9. Среди предложений 1-8 найдите предложение с обособленным несогласованным определением. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ____________________________.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Между тем жеребёнок совсем ослабел* У его родителей силы тоже,(1) разумеется,(2) были на исходе* Видимо,(3) понимая,(4) что борьба за жизнь сына бесполезна,(5) жеребец с усилием выбрался из ямы и молча стал наблюдать за бултыхающейся лошадкой и сыном,(6) понурив голову*

Ответ: ____________________________.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 7. Ответ запишите цифрой.

Ответ: ____________________________.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Чтобы успокоить тонущего сына,(1) лошадка опустила передние ноги и голову на край ямы. Понимая,(2) что ситуация опасна,(3) она прыгнула в холодную серую жижу. За ней,(4) оглашая округ громким ржанием,(5) последовал и жеребец.

Ответ: ____________________________.

13. Среди предложений 5-8 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ____________________________.

14. Среди предложений 39-44 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ____________________________.

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания знаменитого русского филолога Ф.И. Буслаева: “Только в предложении получают своё значение отдельные слова, их окончания и приставки”: Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Ф.И. Буслаева.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финала — текста: “Воистину велика любовь, даже лошадиная!..”.

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3. Как Вы понимаете значение слова ПОДВИГ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: “Что такое подвиг”, взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.






Для любых предложений по сайту: [email protected]