Русский язык - Основной государственный экзамен - Комплекс материалов для подготовки учащихся
Тест № 3 - ПРИМЕРНЫЕ ВАРИАНТЫ ОГЭ г. - РУССКИЙ ЯЗЫК - Основной государственный экзамен - Комплекс материалов для подготовки учащихся
Часть 1
Прослушайте текст и выполните задание 1 на БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сначала напишите номер задания, а затем - текст сжатого изложения.
1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения - не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Текст для прослушивания
Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Культура как растение: у неё не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней. Поэтому сохранение обычаев, фольклора, музыки каждой местности необходимо для сохранения культуры страны. А маленькими культурными центрами в небольших городах и сёлах могут стать краеведческие кружки.
Краеведение принадлежит к комплексным наукам. По своему типу оно близко к географии, но география обходится без оценок - она “спокойнее”, строже, бесстрастнее. Краеведение оценивает значительность происшедших на той или иной территории событий, связанных с этой местностью людей, ценность архитектурных и археологических памятников, красоту пейзажей. С этой точки краеведение - гораздо более воспитывающая наука, которая учит любить свои родные места
Краеведение - прекрасная школа воспитания патриотизма. Оно должно стать обязательным предметом в школе, связанным с посещениями музеев, с экскурсиями в другие города. В своё время я школьником ездил на экскурсию по русскому Северу. Эта поездка мне очень многое дала в духовном и интеллектуальном плане, способствовала формированию моих представлений о стране, о фольклоре, о деревянном зодчестве. Поэтому путешествовать по родной стране нужно как можно раньше и как можно чаще.
(По Д.С. Лихачёву)
Часть 2
Прочтите текст и выполните задания 2—14.
(1)Лес Емеля знал очень хорошо. (2)Он был там как дома. (3)Да и как ему не знать леса, когда он целую жизнь бродил по нему с ружьём да с собакой. (4)Все тропы, все приметы - всё знал старик на сто вёрст кругом.
(5)Теперь, в конце июня, в лесу было особенно хорошо: трава красиво пестрела распустившимися цветами, в воздухе стоял чудный аромат душистых трав, а с неба глядело ласковое летнее солнышко. (6)Оно обливало ярким светом и лес, и траву, и речку, журчавшую в осоке, и далёкие горы.
(7)Чудно, хорошо было кругом, и Емеля не раз останавливался, чтобы перевести дух и оглянуться назад.
(8)Охотник внимательно осматривал всё кругом: нет ли где какого-нибудь следа, не сломал ли олень рогами ветки, не отпечаталось ли на мху раздвоенное копыто, не объедена ли трава на кочках.
(9)Три дня бродил Емеля с собакой по лесу, и всё напрасно: оленя не попадалось. (10)Старик чувствовал, что выбивается из сил, но вернуться домой с пустыми руками не решался. (11)Пёс Лыско, его верный помощник, тоже приуныл и совсем отощал.
(12)Только на четвёртый день, когда и охотник и собака совсем выбились из сил, они совершенно случайно напали на след оленя. (13)Это было в густой еловой заросли на скате горы. (М)Прежде всего Лыско отыскал место, где ночевал олень, а потом разнюхал и запутанный след в траве.
(15)“Матка с телёнком, - думал Емеля, разглядывая на траве следы больших и маленьких копыт. - (16)Сегодня утром были здесь... (17)Лыско, ищи, голубчик!..”
(18)День был знойный. (19)Солнце палило нещадно. (20)Собака обнюхивала-кусты и траву с высунутым языком; Емеля едва таскал ноги. (21)Но вот послышался знакомый треск и шорох. (22)Лыско тут же упал на траву и не шевелился. (23)Это был великолепный олень- самка, вышедший навстречу охотнику и пугливо смотревший в его сторону. (24)Кучка жужжавших насекомых кружилась над оленем и заставляла его вздрагивать.
(25)Олень давно почуял охотника, но смело следил за его движениями.
(26)“Это матка меня от телёнка отводит”, - думал Емеля, подползая все ближе и ближе.
(27)Когда старик хотел прицелиться в оленя, тот осторожно перебежал несколько сажен далее и опять остановился. (28)Емеля снова пополз со своей винтовкой, а Лыско притаился. (29)Опять медленное подкрадывание, и опять олень скрылся, как только Емеля хотел стрелять.
(30)- Не уйдёшь от телёнка, - шептал Емеля, терпеливо выслеживая зверя в течение нескольких часов.
(31)Эта борьба человека с животным продолжалась до самого вечера. (32)Благородное животное десять раз рисковало жизнью, стараясь отвести охотника от своего оленёнка, спрятавшегося где-то рядом. (33)Старый Емеля и сердился и удивлялся смелости своей жертвы, которая всячески старалась сбить с толку человека. (34)Ведь всё равно она не уйдёт от него...
(35)Лыско, как тень, ползал за хозяином, и, когда тот совсем потерял оленя из виду, осторожно ткнул его своим горячим носом. (36)Старик оглянулся: в десяти саженях от него, под кустом жимолости, стоял тот самый жёлтенький телёнок, за которым он бродил целых три дня. (37)Это был прехорошенький оленёнок, всего нескольких недель, с жёлтым пушком и тоненькими ножками. (38)Красивая головка была откинута назад, и он вытягивал тонкую шею вперёд, когда старался захватить веточку повыше.
(39)Когда наступила подходящая минута, охотник с замирающим сердцем взвёл курок винтовки и прицелился, чтобы выстрелить в голову маленькому, беззащитному животному...
(40)Ещё одно мгновение, и маленький оленёнок покатился бы по траве с жалобным предсмертным криком. (41)Но именно в это мгновение старый охотник припомнил, с каким героизмом защищала телёнка мать-олениха и как она старалась увести человека подальше от него. (42)Емеля вспомнил, как и его собственная дочь закрывала собой своего сына, его внука Гришутку, чтобы спасти от напавших на них волков. (43)Она погибла, защищая своего ребёнка. (44)Гришутка остался жив.
(45)Точно что-то оборвалось в груди у старика, и он опустил ружьё. (46)Оленёнок по- прежнему ходил около куста, общипывая листочки и прислушиваясь к малейшему шороху. (47)Емеля быстро поднялся и громко свистнул. (48)Маленькое животное тут же скрылось в кустах с быстротой молнии.
(49)- Ишь какой бегун... - говорил старик, задумчиво улыбаясь. - (50)Только его и видел: как стрела... (51)Ведь убежал, Лыско, наш оленёнок-то? (52)Ну, ему, бегуну, еще надо подрасти... (53)Ах ты, какой шустрый!..
(54)Старик долго стоял на одном месте и улыбался, припоминая бегуна.
(По Д.Н. Мамину-Сибиряку)
Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович (1852-1912) - русский писатель, автор рассказов и сказок для детей.
Ответами к заданиям 2-14 являются цифра, слово, словосочетание, число или последовательность чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: “Почему Емеля-охотник не убил оленёнка, хотя намеревался это сделать?”
1) Оленёнок был ещё совсем маленький, “всего нескольких недель”, поэтому Емеля-охотник решил его не убивать и дать подрасти.
2) Залаяв, Лыско спугнул оленёнка: “маленькое животное тут же скрылось в кустах с быстротой молнии”, и Емеля-охотник не успел в него выстрелить.
3) Емеля-охотник не убил оленёнка, потому что его остановила материнская любовь - бескорыстное, очень сильное, способное на самопожертвование чувство.
4) Пока Емеля-охотник, глядя на оленёнка, вспоминал о своей дочери, которая подобно оленихе-матери ценой собственной жизни пыталась спасти своего сына, малыш убежал в чащу леса.
Ответ: ____________________________.
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Да и как ему не знать леса, когда он целую жизнь бродил по нему с ружьём да с собакой
2) Благородное животное десять раз рисковало жизнью, стараясь отвести охотника от своего оленёнка, спрятавшегося где-то рядом.
3) Точно что-то оборвалось в груди у старика, и он опустил ружьё.
4) Чудно, хорошо было кругом, и Емеля не раз останавливался, чтобы перевести дух и оглянуться назад.
Ответ: ____________________________.
4. Из предложений 45-48 выпишите слово (или слова), в котором (или в которых) правописание приставки определяется её значением.
Ответ: ____________________________.
5. Из предложений 23-26 выпишите глагол, в котором правописание безударного суффикса проверяется основой неопределённой формы.
Ответ: ____________________________.
6. Замените разговорное выражение “сбить с толку” в предложении 33 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: ____________________________.
7. Замените словосочетание “след оленя” (предложение 12), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: ____________________________.
8. Выпишите грамматическую основу предложения 17.
Ответ: ____________________________.
9. Среди предложений 5-11 найдите предложение с обособленным распространённым приложением. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ____________________________.
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.
Ведь убежал,(1) Лыско,(2) наш оленёнок-то? Ну,(3) ему,(4) бегуну,(5) еще надо подрасти... Ах ты,(6) какой шустрый!..
Ответ: ____________________________.
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 10. Ответ запишите цифрой.
Ответ: ____________________________.
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Когда старик хотел прицелиться в оленя,(1) тот осторожно перебежал несколько сажен далее и опять остановился, Емеля снова пополз со своей винтовкой,(2) а Лыско притаился, Опять медленное подкрадывание,(3) и опять олень скрылся,(4) как только Емеля хотел стрелять.
Ответ: ____________________________.
13. Среди предложений 39-44 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ____________________________.
14. Среди предложений 35-38 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ____________________________.
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
Часть 3
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1,15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.
15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного учёного С.И. Львовой: “Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый „характер””. Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами С.И. Львовой.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл фрагмента текста: “Точно что-то оборвалось в груди у старика, и он опустил ружьё”.
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.3. Как Вы понимаете значение словосочетания “МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ”? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: “Что такое материнская любовь”, взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.