Тест № 4 - ПРИМЕРНЫЕ ВАРИАНТЫ ОГЭ г. - РУССКИЙ ЯЗЫК - Основной государственный экзамен - Комплекс материалов для подготовки учащихся

Русский язык - Основной государственный экзамен - Комплекс материалов для подготовки учащихся

Тест № 4 - ПРИМЕРНЫЕ ВАРИАНТЫ ОГЭ г. - РУССКИЙ ЯЗЫК - Основной государственный экзамен - Комплекс материалов для подготовки учащихся

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание 1 на БЛАНКЕ ОТВЕТОВ М 2. Сначала напишите номер задания, а затем - текст сжатого изложения.

1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения - не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для прослушивания

Рецепты эффективного общения по Карнеги незамысловаты. По его мнению (с которым трудно не согласиться), мы все слишком эгоцентричны, сосредоточены на своих интересах и нуждах, а это отталкивает других людей. Если нам что-то от человека нужно, мы добиваемся этого слишком прямолинейно, и он в свою очередь начинает обороняться, охраняя свои интересы.

Значит, вести себя нужно совсем иначе. Всем своим видом надо продемонстрировать искреннее расположение к партнеру, интерес к его персоне. Следует позаботиться, чтобы у него создалось впечатление: общаясь с вами или даже оказывая вам какую-то услугу, он в первую очередь удовлетворяет свои собственные интересы. Короче говоря, идите навстречу людям (или хотя бы делайте вид, этого достаточно) - и люди к вам потянутся.

Все рецепты Карнеги безупречно действуют на практике. Однако ими легко злоупотребить. Если человек обладает задатками манипулятора и настроен использовать других людей как вещи, советы Карнеги ему в этом неплохо Помогут. Если же он хочет относиться к людям “по-человечески”, то ему эти советы не очень-то и нужны. Вернее, он и так будет им следовать, даже о них не зная, причём совершенно искренне и бескорыстно.

(По материалам сайта http://psv.1september.ru)

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания 2—14.

(1)Алёша вошёл в телефонную будку и набрал Славкин номер. (2)Короткие противные гудки. (3)Занято.

(4)От нечего делать Алёша стал рассматривать номера, небрежно, на скорую руку написанные и нацарапанные на стене.

(5)Внимание мальчика привлёк один номер, который сразу бросался в глаза, так как был написан аккуратненько, не торопясь. (6)Каким-то особым карандашом, жирной чёрной линией. (7)Почему-то в стороне от всех остальных. (8)Кажется, такими диковинными карандашами пользуются художники.

(9)Сам не зная зачем, Алёша вдруг набрал этот чужой номер. (10)Просто так...

(11)- Слушаю,- вдруг тихим хриплым голосом заговорила телефонная трубка.- (12)Слушаю, кто говорит?

(13)Ещё можно было, ни слова не говоря, быстро нажать на рычаг, и тот человек стал бы думать, что кто-то ошибся номером, не туда попал.

(14)Но было в этом тихом голосе что-то такое, от чего Алёша неожиданно для себя произнёс:

(15)- Это я...

(16)Невидимый человек совсем не удивился, даже наоборот. (17)Голос его как-то сразу потеплел, стал звонче.

(18)- Здравствуй, малыш! (19)Я очень рад, что ты позвонил. (20)Я ждал твоего звонка, малыш... (21)Ты, как всегда, торопишься, да?..

(22)Алёша молчал: он не знал, что ответить. (23)Тот человек, конечно, принял его за кого-то другого, и надо было немедленно сказать ему об этом, извиниться.

(24)- Ну, как дела у тебя в школе?

(25)- В школе... нормально... - со смущением пробормотал Алеша.

(26)Собеседник, видимо, что-то почувствовал, голос его снова стал таким же хриплым, Как и в начале разговора.

(27)- Да что ж я, старый, заболтался? (28)Ты, наверное, сейчас в бассейн? (29)Бежишь, да? (30)У тебя, малыш, уже нет времени поговорить? (31)Беги! (32)Спасибо, внук, что позвонил. (33)Я ведь каждый день жду, ты же знаешь.

(34)Весь следующий день Алёша думал о человеке, который так жаждал звонка какого-то “малыша”.

(35)И тогда Алёша решил позвонить ещё раз, чтобы извиниться.

(36)Трубку сняли сразу.

(37)- Здравствуй, малыш! (38)Молодец, что не забываешь деда! (39)Может, зайдёшь когда? (40)Ты знаешь, я ведь почти не выхожу... (41)Раны мои, будь они неладны!

(42)- Раны?.. - ужаснулся Алёша.

(43)- Я ж тебе рассказывал, малыш. (44)Ты, правда, совсем ещё крохой был, позабыл всё, наверное? (45)Меня ранили, когда на “Ильюхе-горбатом” летал. (46)Да ты вот сделал доброе дело, позвонил, и мне легче стало.

(47)Алёша вдруг понял, что он просто не может сказать этому старому, израненному в боях человеку, что тот говорит с обманщиком.

(48)Вечером, когда отец читал газеты, Алёша, который выжидал удобного момента, как бы случайно, вскользь спросил у него:

(49)- Папа, а ты не знаешь, что такое “Ильюха-горбатый” и почему так говорят?

(50)- Это самолёт такой был во время войны. (51)Немцы его страшно боялись, называли “чёрной смертью”.

(52)- Папа, а вот если бы мой дедушка не погиб на войне, мы бы ходили к нему в гости?

(53)- Если бы мой отец был жив...

(54)И он ничего больше не сказал, большой и сильный человек. (55)Алёша подумал, что на войне мог погибнуть и дед этого неизвестного “малыша”. (56)Но “малышу” удивительно, просто невероятно в жизни повезло! (57)И надо обязательно, просто необходимо позвонить тому человеку.

(58)Голос старика был почти весёлым.

(59)- Ну, теперь каждый день праздник! (60)Как дела, малыш?

(61)- Нормально! - неожиданно для себя ответил Алёша. - (62)А ты-то как, расскажи поподробнее, пожалуйста.

(63)Старик очень удивился: видно, не привык, чтобы его делами кто-то интересовался.

(64)- А ты видел в войну танки?

(65)- Танки? (66)Я их с воздуха прикрывал. (67)Эх, малыш, было однажды...

(68)Хрипловатый голос старика стал звонким, весёлым, и казалось, что пожилой человек сидит в кабине своего грозного самолёта, а не в пустой стариковской квартире. (69)И бой вокруг, на земле и в небе.

(70)Дядя Володя, сосед Алёшки с девятого этажа, работал в милиции. (71)Придя к нему вечером, Алёша сбивчиво рассказал всё, и на следующий день сосед принёс мальчику маленькую бумажку с адресом и фамилией.

(72)Жил старый лётчик не очень далеко, за вокзалом: надо было проехать остановок шесть на автобусе, ходившем с большими интервалами... (73)Когда Алёша подошёл к дому, то задумался. (74)Ведь старый летчик-то до сих пор думает, что каждый день разговаривает с “малышом”, своим внуком. (75)Может быть, узнав правду, просто выставит его, Алёшу, за дверь, даже разговаривать не захочет!..(76)Надо сначала хотя бы предупредить о своём визите.

(77)Алёша зашёл в телефонную будку и набрал номер.

(78)- Это ты?.. - услышал мальчишка в трубке уже знакомый голос. - (79)Я сразу понял, что это ты... (80)Ты звонишь из того автомата, что внизу?.. (81)Поднимайся, я открыл дверь. (82)Будем знакомиться, внук...

(По С.Г. Георгиеву)

Георгиев Сергей Георгиевич (род. 9 июля 1954 г.) - российский детский писатель

Ответами к заданиям 2-14 являются цифра, слово, словосочетание, число или последовательность чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: “Почему у Алеши возникла потребность в общении со старым лётчиком?”

1) Алёше было интересно узнать, почему старый лётчик оставил свой домашний номер на стене телефонной будки, написав его особым карандашом, жирной линией.

2) Алёша, выдававший себя за внука старого лётчика, получал удовольствие от своего обмана.

3) Алёше было жалко старого лётчика, который мучительно страдал от одиночества.

4) Старый лётчик напоминал Алёше собственного деда, которого мальчик очень любил.

Ответ: ____________________________.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Внимание мальчика привлёк один номер, который сразу бросался в глаза, так как был написан аккуратненько, не торопясь.

2) Хрипловатый голос старика стал звонким, весёлым, и казалось, что пожилой человек сидит в кабине своего грозного самолёта, а не в пустой стариковской квартире

3) Меня ранили, когда на “Ильюхе-горбатом” летал, были дела.

4) Голос его как-то сразу потеплел, стал звонче.

Ответ: ____________________________.

4. Из предложений 44-46 выпишите слово, в котором правописание приставки не зависит от глухости-звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой, хотя при произношении происходит уподобление конечного согласного приставки последующему звонкому звуку (озвончение).

Ответ: ____________________________.

5. Из предложений 4—8 выпишите слово, в котором правописание НН обусловлено правилами словообразования и правописания суффиксов отымённых имён прилагательных.

Ответ: ____________________________.

6. Замените книжное слово “жаждал” в предложении 34 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: ____________________________.

7. Замените словосочетание “со смущением пробормотал” (предложение 25), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: ____________________________.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 30.

Ответ: ____________________________.

9. Среди предложений 72-76 найдите предложение с обособленным нераспространённым приложением. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ____________________________.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.

- Да что ж я,(1) старый,(2) заболтался? Ты,(3) наверное,(4) сейчас в бассейн? Бежишь,(5) да? У тебя,(6) малыш,(7) уже нет времени поговорить? Беги! Спасибо,(8) внук,(9) что позвонил.

Ответ: ____________________________.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 68. Ответ запишите цифрой.

Ответ: ____________________________.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Ещё можно было,(1) ни слова не говоря,(2) быстро нажать на рычаг,(3) и тот человек стал бы думать,(4) что кто-то ошибся номером,(5) не туда попал.

Но было в этом тихом голосе что-то такое,(6) от чего Алёша неожиданно для себя произнёс:

- Это я...

Ответ: ____________________________.

13. Среди предложений 47-51 найдите сложноподчинённое предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ____________________________.

14. Среди предложений 22-26 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ____________________________.

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов М 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15,1, 15,2 или 15,3, Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15,2 или 15,3.

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя М.Е. Салтыкова-Щедрина: “Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются”. Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами М.Е. Салтыкова- Щедрина.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл фрагмента текста - предложение 46: “Да ты вот сделал доброе дело, позвонил, и мне легче стало”.

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3. Как Вы понимаете значение словосочетания “ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ”? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: “Что такое любовь к ближнему”, взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком






Для любых предложений по сайту: [email protected]