Тест № 5 - ПРИМЕРНЫЕ ВАРИАНТЫ ОГЭ г. - РУССКИЙ ЯЗЫК - Основной государственный экзамен - Комплекс материалов для подготовки учащихся

Русский язык - Основной государственный экзамен - Комплекс материалов для подготовки учащихся

Тест № 5 - ПРИМЕРНЫЕ ВАРИАНТЫ ОГЭ г. - РУССКИЙ ЯЗЫК - Основной государственный экзамен - Комплекс материалов для подготовки учащихся

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание 1 на БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сначала напишите номер задания, а затем — текст сжатого изложения.

1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения - не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для прослушивания

Компьютер и телевизор отбирает у детей их детство. Вместо активных игр, переживаний, настоящих эмоций и чувств и общения со сверстниками и родителями, познания самого себя через окружающий живой мир, дети часами, а бывает, и днями, и ночами просиживают у телевизора и компьютера, лишая себя той возможности развития, что даётся человеку только в детстве.

В виртуальной действительности ребёнок не переживает обычных человеческих эмоций: боли, сочувствия, сопереживания. Наоборот, привычные чувства здесь искажены, вместо них ребёнок получает удовольствие от удара, и оскорбления, и собственной вседозволенности. Убивая в компьютерных играх, дети испытывают чувство удовлетворения, мысленно преступая моральные нормы.

Необходимо помнить и о вреде воздействия электромагнитного излучения при работе ребёнка с компьютером, следствием которого является повышенная утомляемость, раздражительность, истощаемость нервной системы, развитие близорукости, расстройство сна, нарушение памяти и внимания, рост аллергических реакций организма и даже изменение в костно-мышечной системе.

(По Филипповой О.В.)

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания 2-14.

(1)Сью и Джонси - две молодые художницы - снимали квартирку на верхнем этаже трехэтажного кирпичного дома в небольшом нью-йорском квартале Гринвич-Виллидж.

(2)В ноябре Джонси тяжело заболела воспалением лёгких. (3)Она, похудевшая и безжизненная, лежала неподвижно на крашеной железной кровати, глядя через окно на глухую стену соседнего кирпичного дома.

(4)Однажды утром чем-то опечаленный доктор одним движением косматых седых бровей вызвал Сью в коридор. (5)Его вердикт был неутешителен:

(6)- У вашей подруги один шанс из десяти выздороветь. (7)И то, если она сама захочет жить.

(8)Когда Сью вошла в комнату, Джонси смотрела в окно и считала - считала в обратном порядке.

(9)- Двенадцать, - произнесла она, и немного погодя добавила. - (10)Одиннадцать, десять, девять, восемь, семь.

(11)Сью взглянула в окно. (12)Что там было считать? (13)Был виден только пустой, унылый, безлюдный двор и глухая стена кирпичного дома в двадцати шагах. (14)Старый- старый плющ с узловатым, чуть-чуть сгнившим у корней стволом заплёл до половины кирпичную стену. (15)Холодное дыхание осени сорвало листья с лозы, и оголённые скелеты ветвей цеплялись за осыпающиеся кирпичи.

(16)- Что там такое, милая? - спросила Сью.

(17)- Шесть, - едва слышно ответила Джонси. - (18)Теперь они облетают гораздо быстрее. (19)Три дня назад их было почти сто. (20)У меня голова шла кругом, когда я пыталась их все сосчитать. (21)А теперь это легко. (22)Вот и ещё один полетел. (23)Теперь осталось только пять.

(24)- Чего пять, милая?

(25)- Листьев на плюще. (26)Когда упадёт последний лист, я умру. (27)Так я решила.

(28)- Какое отношение могут иметь листья на старом плюще к тому, что ты поправишься? - возмутилась Сью. - (29)Попробуй съесть немножко бульона.

(30)- Нет, бульона я, разумеется, не хочу, - отвечала Джонси, пристально глядя в окно. - (31)Вот и ещё один полетел. (32)3начит, остаётся всего четыре. (33)Я хочу видеть, как упадёт последний лист. (34)Тогда, увы, умру и я.

(35)Мрачные мысли, овладевшие подругой, чересчур испугали Сью. (36)Она рассказала о них художнику Берману, который жил в нижнем этаже под их студией. (37)Ему было уже за шестьдесят. (38)Он, старик, всё собирался написать шедевр, но даже и не начал его. (39)Уже несколько лет Берман не писал ничего, кроме вывесок, реклам и тому подобной мазни ради куска хлеба. (40)Услышав про Джонси, старик Берман сильно расстроился.

(41)На следующее утро Сью, проснувшись после короткого сна, увидела, что Джонси не сводит тусклых, широко раскрытых глаз со спущенной зелёной шторы.

(42)- Подними её, я хочу посмотреть на старый плющ, - шёпотом скомандовала Джонси.

(43)Сью устало повиновалась.

(44)И что же? (45)После проливного дождя и резких порывов ветра, не унимавшихся всю ночь, на кирпичной стене ещё виднелся один лист плюща - последний! (46)Всё ещё тёмно-зелёный у стебелька, но тронутый по зубчатым краям желтизной тления и распада, он храбро держался на ветке в двадцати футах над землёй.

(47)- Это последний, - сказала Джонси. - (48)Я думала, что он непременно упадёт ночью, так как слышала ветер. (49)Если он упадёт сегодня, то тогда умру и я, потому что так решила для себя.

(50)Болезненная фантазия завладевала Джонси всё сильнее, по мере того как одна за другой рвались все нити, которые связывали её с жизнью и людьми.

(51)День прошёл, и даже в сумерки они видели, что одинокий лист плюща держится на своём стебельке на фоне кирпичной стены. (52)А потом, с наступлением темноты, опять поднялся северный ветер, и потоки дождя, который без перерыва стучал в окна, скатывались с низкой голландской кровли.

(53)Как только рассвело, беспощадная Джонси велела снова поднять штору.

(54)Когда она посмотрела в окно, то увидела: лист плюща всё ещё оставался на месте.

(55)- Должно быть, этот последний лист остался на ветке для того, чтобы показать мне, какая я была малодушная, - произнесла Джонси. - (56)Грешно желать себе смерти. (57)Теперь ты можешь дать мне немного бульона, а потом молока. (58)Хотя нет: принеси мне сначала зеркальце.

(59)Часом позже она заявила:

(60)- Сьюди, надеюсь когда-нибудь написать красками Неаполитанский залив.

(61)Днём пришёл доктор, и Сью под каким-то предлогом вышла за ним в прихожую.

(62)- Шансы выжить и умереть уже равны, - сказал доктор, пожимая худенькую, дрожащую руку Сью. - (63)При хорошем уходе и питании вы одержите победу. (64)А теперь я должен навестить ещё одного больного, внизу. (65)Его фамилия Берман. (66)Кажется, он художник. (67)У него тоже воспаление лёгких. (68)Он уже старик и очень слаб, а форма болезни тяжёлая. (69)Надежды нет никакой, но сегодня его отправят в больницу, там ему будет покойнее.

(70)На другой день доктор торжественно заявил Сью:

(71)У- Джонси вне опасности.(72)Болезнь побеждена.

(73)В тот же вечер Сью подошла к кровати, где лежала Джонси, обняла её одной рукой и произнесла:

(74)- Мне надо кое-что сказать тебе, милая. (75)Мистер Берман умер сегодня в больнице от воспаления лёгких. (76)Он болел всего только два дня. (77)Утром первого дня швейцар нашёл бедного старика на полу в его комнате. (78)Он был без сознания. (79)Башмаки и вся его одежда промокли насквозь и были холодны, как лёд. (80)Никто не мог понять, куда он выходил в такую ужасную ночь. (81)Потом нашли фонарь, который всё ещё горел, лестницу, сдвинутую с места, несколько брошенных кистей и палитру с жёлтой и зелёной красками. (82)Посмотри в окно, дорогая, на последний лист плюща. (83)Тебя не удивляло, что он не дрожит и не шевелится от ветра? (84)Это и есть шедевр Бермана. (85)Старик нарисовал его в ту ненастную ночь, когда с плюща слетел последний лист.

(По О. Генри)

О. Генри (1862-1910) - признанный мастер американского рассказа.

Ответами к заданиям 2-14 являются цифра, слово, словосочетание, число или последовательность чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: “Что помогло Джонси снова обрести желание жить и побороть свою болезнь?”

1) Забота и дружеское участие, которыми её окружила Сью.

2) Живописный шедевр, созданный старым художником Берманом.

3) Тактика лечения, выработанная доктором.

4) Природный мир, которым Джонси любовалась, глядя в окно.

Ответ: ____________________________.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Мрачные мысли подруги испугали Сью.

2) У меня голова шла кругом, когда я пыталась их все сосчитать.

3) Холодное дыхание осени сорвало листья с лозы, и оголённые скелеты ветвей цеплялись за осыпающиеся кирпичи.

4) После проливного дождя и резких порывов ветра, не унимавшихся всю ночь, на кирпичной стене ещё виднелся один лист плюща - последний!

Ответ: ____________________________.

4. Из предложений 11-14 выпишите слово (или слова), в котором (или в которых) правописание приставки определяется тем, что она является неизменяемая.

Ответ: ____________________________.

5. Из предложений 2-5 выпишите слово, в котором правописание Н/НН определяется тем, что это полная форма страдательного причастия прошедшего времени.

Ответ: ____________________________.

6. Замените книжное слово “вердикт” в предложении 5 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: ____________________________.

7. Замените словосочетание “без перерыва стучал” (предложение 52), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: ____________________________.

8. Выпишите грамматическую основу из главной части сложноподчинённого предложения 53.

Ответ: ____________________________.

9. Среди предложений 35-40 найдите предложение с обособленным дополнением. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ____________________________.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

-Нет, бульона я,(1) разумеется,(2) не хочу,(3) - отвечала Джонси, (4) пристально глядя в окно. — Вот и ещё один полетел. Значит,(5) остаётся всего четыре. Я. хочу видеть,(6) как упадёт последний лист. Тогда, (7) увы,(8) умру и я.

Ответ: ____________________________.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 48. Ответ запишите цифрой.

Ответ: ____________________________.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

День прошёл,(1) и даже в сумерки они видели,(2) что одинокий лист плюща держится на своём стебельке на фоне кирпичной стены. А потом,(3) с наступлением темноты,(4) опять поднялся северный ветер,(5) и потоки дождя,(6) который без перерыва стучал в окна,(7) скатывались с низкой голландской кровли.

Ответ: ____________________________.

13. Среди предложений 44-50 найдите сложноподчинённое предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ____________________________.

14. Среди предложений 51-54 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ____________________________.

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов М 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста И.Г. Милославского: “Основной приём, выражающий желание говорящего внедрить в сознание слушающего именно свою оценку ситуации, - это выбор слов, содержащих оценочный элемент”. Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами И.Г. Милославского.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл фрагмента текста - предложения 82-84: “Посмотри в окно, дорогая, на последний лист плюща. Тебя не удивляло, что он не дрожит и не шевелится от ветра? Это и есть шедевр Бермана”.

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3. Как Вы понимаете значение слова “САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ”? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: “Что такое самопожертвование”, взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.






Для любых предложений по сайту: [email protected]