Тест № 6 - ПРИМЕРНЫЕ ВАРИАНТЫ ОГЭ г. - РУССКИЙ ЯЗЫК - Основной государственный экзамен - Комплекс материалов для подготовки учащихся

Русский язык - Основной государственный экзамен - Комплекс материалов для подготовки учащихся

Тест № 6 - ПРИМЕРНЫЕ ВАРИАНТЫ ОГЭ г. - РУССКИЙ ЯЗЫК - Основной государственный экзамен - Комплекс материалов для подготовки учащихся

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание 1 на БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сначала напишите номер задания, а затем - текст сжатого изложения.

1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения - не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для прослушивания

Главный рецепт душевного равновесия по Карнеги на самом деле открыт задолго до него и многократно повторен на все лады мыслителями прошлых веков. В доходчивом изложении Карнеги, подкреплённом живыми примерами, всё становится на свои места. Оказывается, главная беда человека - в неумении жить сегодняшним днем.

Слишком много душевных сил уходит у нас на воспоминания о прошлом, которое безвозвратно минуло, и на мысли о будущем, которое ещё не наступило. Давние обиды и огорчения расстраивают нас и сегодня, хотя оснований на то давно нет. Да и приятные воспоминания пусты и бесплодны, ибо вращаются вокруг ушедшего. А уж мечты о будущем и вовсе бесполезны, они только распаляют воображение, но не насыщают. Опасения грядущих невзгод портят нам кровь ещё до наступления неприятностей.

Вывод прост: надо отбросить все эти ненужные переживания и радоваться тому, что есть сейчас. Даже если радоваться особо нечему, надо вести себя так, будто все прекрасно. Ещё Джемс на сей счёт говорил: “Нам не всегда по силам изменить жизненную ситуацию, но всегда в нашей власти изменить свое отношение к ней”.

(По материалам сайта http://psv.1september.ru)

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания 2-14.

(1)В тот день Роман сидел и играл всё, что приходило на память. (2)Когда он уселся за рояль, было ещё светло, но вскоре начало смеркаться. (3)Вставать и идти включать свет ему не хотелось, и он продолжал играть в сумерках, только музыка становилась всё грустнее...

- (4)Пожалуйста, не надо это играть! - раздался вдруг тихий жалобный голос. - (5)Вот это, такое грустное - не надо!

(6)Он вздрогнул, оглянулся и в проёме приоткрытой двери увидел на фоне светлого коридора невысокую и тонкую серую фигурку, как ему показалось, детскую.

- (7)Ну так иди сюда! (8)Я сыграю тебе что-нибудь другое, а ты послушаешь, - радостно сказал Роман, жалевший всех детишек, лежавших в онкологии.

(9)Фигурка направилась к нему. (10)Она подошла совсем близко. (11)Роман из-за коротких волос, торчавших ёжиком и открывавших уши, сначала не понял, девочка перед ним или мальчик, но потом разглядел мелкие цветочки на халате и понял - девочка. (12)В клинике все ходили в казённых халатах: девочки в цветастых, мальчики в серых и коричневых.

- (13)Так ты не любишь грустную музыку? - (14)0н смотрел на неё, ожидая ответа.

- (15)Иногда люблю, но сегодня - нет, - пояснила девочка. - (16)Сегодня грустный день, а от этой музыки он становится еще печальней.

- (17)Правильно. (18)Эта вещь так и называется - “Печаль королевы”, композитор Генри Пёрселл. (19)А какую музыку ты любишь?

- (20)Всякую разную. (21)Я почти каждый вечер прихожу сюда и слушаю, как вы играете. (22)Но можно я всегда буду приходить и слушать? (23)Я буду тихо сидеть, не стану мешать.

- (24)Конечно, приходите. (25)А хотите, я вам буду не просто играть, но и рассказывать о музыке?

- (26)Да нет, зачем это мне?... (27)Ой, нет! (28)Хочу, конечно, хочу, чтобы была музыка и чтобы вы рассказывали о ней! - (29)И закончила совершенно неожиданно: - (30)А то я по вечерам всё время одна да одна.

- (31)Договорились. (32)Приходите завтра вечером снова.

(33)Вечером Роман сразу после ужина спустился в конференц-зал, заранее перенёс к роялю стул из-за кафедры и поставил его рядом со своим. (34)Потом сел и стал ждать Юлю. (35)Она пришла, увидела второй стул, заулыбалась и сразу же уселась на него, оправляя полы халата. (36)Роман спросил:

- (37)Ну что, ты готова заниматься в музыкальном ликбезе? - (38)В саду они незаметно перешли на ты.

- (39)Готова! - кивнула Юля. - (40)Я хочу узнать про композитора Сергея Рахманинова.

(41)Роман сказал:

- (42)Если бы мои руки были в форме, я бы сыграл тебе самую знаменитую вещь Рахманинова, его Второй фортепианный концерт. (43)Но пока я тебе просто расскажу немного о композиторе. (44)Родители Сергея Васильевича Рахманинова, и даже его дед, были музыкантами-профессионалами. (45)А это, знаешь ли, не всегда легко, но зато полезно для будущего музыканта, ведь родители были его первыми учителями в музыке.

- (46)А почему “не всегда легко”? - спросила Юля.

(47)Надо же! (48)Он ведь сказал вскользь то, что было главным в биографии Рахманинова ДЛЯ НЕГО, а она, тонкая душа, сразу это почувствовала. (49)Но Роман не стал рассказывать о том, как требовательны были к нему его собственные родители, как даже после самого блестящего его выступления они принципиально никогда не хвалили его, а всегда умели найти и отметить какие-то огрехи в его исполнении. (50)Они никогда не говорили ему, что гордятся им. (51)Он постоянно жил под напряжением, ожидая от них похвалы и не умея ее добиться. (52)Конечно, он видел, что родители гордятся его успехами, только вот приписывали они их исключительно себе, а он вечно не оправдывал их растущих ожиданий. (53)И он сказал Юле то, чего никогда не говорил никому другому:

- (54)Потому что родителями маленького талантливого музыканта часто руководит не чадолюбие, а славолюбие...

- (55)И у тебя родители тоже... такие?

- (56)Именно такие! - ответил Роман.

- (57)Они что, совсем не любят тебя?

- (58)Почему “не любят”? (59)Любят, конечно. (60)Но музыку и успех, известность и награды они любят еще больше.

(По Ю. Вознесенской)

Вознесенская Юлия Николаевна (1940-2015) - русская писательница. В своих произведениях она пропагандировала христианские ценности: “Мои посмертные приключения”, “Путь Кассандры, или Приключения с макаронами”, “Паломничество Ланселота”, “Юлианна, или Игра в киднеппинг” и др.

Ответами к заданиям 2-14 являются цифра, слово, словосочетание, число или последовательность чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: “Почему девочка обрадовалась предложению Романа не только играть, но и слушать о музыке”?

1) Сегодня грустный день, а от этой музыки он становится еще печальней.

2) Он ведь сказал вскользь то, что было главным в биографии Рахманинова ДЛЯ НЕГО, а она, тонкая душа, сразу это почувствовала.

3) А то я по вечерам всё время одна да одна.

4) Она пришла, увидела второй стул, заулыбалась и сразу же уселась на него, оправляя полы халата.

Ответ: ____________________________.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

1) Вставать и идти включать свет ему не хотелось, и он продолжал играть в сумерках, только музыка становилась всё грустнее...

2) Он вздрогнул, оглянулся и в проёме приоткрытой двери увидел на фоне светлого коридора невысокую и тонкую серую фигурку, как ему показалось, детскую.

3) Вечером Роман сразу после ужина спустился в конференц-зал, заранее перенёс к роялю стул из-за кафедры и поставил его рядом со своим.

4) Но пока я тебе просто расскажу немного о композиторе.

Ответ: ____________________________.

4. Из предложений 1-10 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением - “неполное действие”.

Ответ: ____________________________.

5. Из предложений 50-54 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: “В наречии пишется столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано”.

Ответ: ____________________________.

6. Замените разговорное слово “чадолюбие” в предложении 54 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: ____________________________.

7. Замените словосочетание “радостно сказал” (предложение 8), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: ____________________________.

8. Выпишите грамматическую основу из первой части предложения 4.

Ответ: ____________________________.

9. Среди предложений 6-11 найдите предложение с обособленными однородными определениями. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ____________________________.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

В тот день Роман сидел и играл всё,(1) что приходило на помяты Когда он уселся за рояль,(2) было ещё светло,(3) но вскоре начало смеркаться. Вставать и идти включать свет ему не хотелось,(4) и он продолжал играть в сумерках,(5) только музыка становилась всё грустнее...

- Пожалуйста, (6) не надо это играть! — раздался вдруг тихий жалобный голос. - Вот это,(7) такое грустное — не надо!

Ответ: ____________________________.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 52. Ответ запишите цифрой.

Ответ: ____________________________.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

- Если бы мои руки были в форме,(1) я бы сыграл тебе самую знаменитую вещь Рахманинова,(2) его Второй фортепианный концерт. Но пока я тебе просто расскажу немного о композиторе. Родители Сергея Васильевича Рахманинова,(3) и даже его дед,(4) были музыкантами-профессионалами. А это,(5) знаешь,(6) не всегда легко,(7) но зато полезно для будущего музыканта,(8) ведь родители были его первыми учителями в музыке.

Ответ: ____________________________.

13. Среди предложений 20-31 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных.

Ответ: ____________________________.

14. Среди предложений 1-6 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ____________________________.

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов Ns 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания российского лингвиста А.А. Реформатского: “Местоимения выделяются в особый класс слов-заместителей, которые как „запасные игроки” ...выходят на поле, когда вынужденно „освобождают игру” знаменательные слова”. Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу В научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами А.А. Реформатского.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: “Но музыку и успех, известность и награды они любят ещё больше”.

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3. Как Вы понимаете значение словосочетание “РОДИТЕЛЬСКАЯ ЛЮБОВЬ”? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: “Что такое родительская любовь”, взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.






Для любых предложений по сайту: [email protected]