Где живет семья Ивановых - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УРОКАМ

Окружающий мир 1 класс - поурочные разработки

Где живет семья Ивановых - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УРОКАМ

Методические рекомендации включают в себя советы по работе с учебником, Тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией, а также содержат дополнительный материал к урокам, который учитель может творчески использовать как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

В адаптационный период, когда ребенок «учится» быть школьником, очень важно создать для него образовательную среду, соответствующую его возрасту и возможностям. Дети седьмого года жизни с трудом сохраняют внимание и могут продуктивно работать сидя не более 5—7 минут. Но если процесс познания прерывается «физминуткой», снижается произвольное внимание. После окончания «физминутки» внимание детей надо вновь организовывать. Учет этих двух условий требует особого планирования времени урока и организации его содержания. Так, например, через 5—7 минут, когда дети уже устали сидеть, урок можно не прерывать, но предложить детям задание, выполнение которого невозможно, если каждый из детей не встанет и не подойдет к столу учителя (к доске или демонстрационному столу). Групповые формы работ также рассчитаны на передвижение детей по классу, а опыты дети могут выполнять стоя и т. д. Этот прием обучения мы условно назвали «ДМ — динамический момент урока».

Приведем примеры организации таких уроков, где динамические моменты вплетаются в их общую логику.


Тема: «Где живет семья Ивановых»


Задачи урока: познакомить детей с главными героями учебника — Машей и Мишей Ивановыми, выучить с детьми адрес школы и выявить, знают ли дети адрес своего дома; познакомить со знаково-символическими средствами поиска необходимой информации в учебнике.

Урок предлагаем начать с краткой характеристики учебника. Вместе с учителем первоклассники рассматривают на рисунке семью Ивановых, знакомятся с Машей и Мишей, которые будут помогать школьникам познавать тайны окружающего мира. Учитель предлагает полистать учебное пособие, найти героев книги на разных страницах и выяснить, чем они занимаются.

Затем учитель показывает ученикам рисунок вертолета на страницах учебного пособия и сообщает им, что они не только будут постоянно наблюдать с вертолета за жизнью Маши и Миши, но и спускаться к ним в гости.

Примечание. Методический прием учебника: ученик — постоянный соучастник событий, которые происходят с Машей и Мишей. Но если герои книги видят окружающий их мир вблизи, ученик наблюдает за всем с высоты полета вертолета. Правда, он может спуститься и помочь Маше или Мише.

Далее учитель обращает внимание школьников на условные обозначения в учебном пособии, знакомит с каждым из них и просит отыскать на страницах книги и показать ему (начало динамического момента урока: дети подходят к учителю, показывают ему страницы учебника, относят учебник на свою парту и, возвращаясь к доске, становятся в круг). Затем учитель называет вопросы, на которые ищут ответы маленькие герои учебника — Маша и Миша (почему осенью листья желтеют? Почему опадают листья на зиму? Почему одни птицы улетают на юг, а другие остаются на зимовку? И т. д.), и предлагает учащимся задать свои вопросы, на которые они хотели бы получить ответы на уроках, или повторить вопросы Маши и Миши. Учитель по очереди бросает мяч ученикам, а те задают свой вопрос (или повторяют вопросы, которые задали Маша и Миша) и возвращают мяч учителю. Дежурный подбирает упавший во время игры мяч и отдает его в руки тому ученику, который его не поймал (надо учитывать, что не все дети могут бросить мяч так, чтобы его поймал другой ребенок).

Следующая часть урока организуется по развороту учебника «Где живет семья Ивановых». Учитель просит среди рисунков найти вертолет, вообразить себя на месте пилота и рассказать, что дети увидят с высоты. Дети рассказывают о селе, домах на его улице, о предметах около них. На рисунках-подсказках выделены объекты, на которые надо особо обратить внимание (школа, детский сад, магазин, почта). Что это за здания? Как ученики об этом догадались? Похожи ли дома села, в котором живут Маша и Миша, на дома улицы, на которой живут сами ученики? А какие здания есть еще в их поселке (городе)? Дети могут рассказать о больнице, библиотеке, клубе, детском саде, спортивной площадке, садовом участке и пр.

Рассматривая общий рисунок и рисунки-подсказки на левой полосе разворота, ученики отвечают на вопрос, где живут Маша и Миша Ивановы. В ходе беседы устанавливается адрес семьи Ивановых: СЕЛО МИРНОЕ, УЛИЦА ЗНАНИЙ, ДОМ 1. Затем при помощи школьников учитель выясняет адрес школы.

ДМ. Проводится игра, в процессе которой выясняется, знают ли дети свой адрес. Школьники становятся в круг и, передавая друг другу чистый конверт, сообщают свой домашний адрес или (если они не знают домашнего адреса) адрес школы (повторение пройденного).

Оставшееся время на уроке посвящается рисованию (рисовать можно и стоя, если ученик устал сидеть). Ученики на листках бумаги с помощью цветных карандашей выполняют задание — делают рисунки на тему «Дом, в котором я живу», или «Улица, на которой я живу», или «Моя школа», «Моя семья». После завершения работы организуется выставка детских рисунков на классной доске и подводятся итоги.

Примечание. Рисунки не выбрасываются. Учитель при детях аккуратно складывает их в папку для бумаг, подписывая, кем выполнен рисунок. Бережное отношение к труду детей — это воспитательный момент не только этого конкретного урока, но и всех последующих. Кроме того, рисунки детей еще не раз пригодятся учителю в дальнейшей работе.






Для любых предложений по сайту: [email protected]