Окружающий мир 1 класс - поурочные разработки
Мы познаем мир - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УРОКАМ
Задачи урока: познакомить учащихся с термином «признак предмета»; обеспечить усвоение детьми того, что человек с рождения познает окружающий его мир с помощью глаз, ушей, носа, языка и кожи; развивать умение описывать на основе иллюстраций объекты, выделять их основные существенные признаки.
В начале урока можно еще раз посмотреть выставку рисунков и провести беседу, в ходе которой повторить основные вопросы предыдущего урока: как зовут героев учебника «Окружающий мир»? Где они живут? По какому адресу мы можем послать им письмо?
Заслушав ответы, учитель помогает детям найти новый разворот учебника «Мы познаем мир» и приглашает всех в вертолет. С вертолета дети смотрят вниз и отвечают на вопрос, что мы видим с вертолета?
Важно, чтобы ученики смогли как можно полнее описать общий рисунок, рассказать о здании школы, школьном дворе, участке прилегающей к школе улицы, о растениях и животных. Особое внимание надо обратить на детей, изображенных на рисунке, и найти среди них Машу. Маша прощается с Жучкой перед порогом школы и гладит ее. Надо рассказать детям, почему художник нарисовал Машу дважды, т.е. не только перед зданием школы, но и на переднем плане рисунка. Он (художник) хотел, чтобы мы хорошо рассмотрели Машу и Жучку и рассказали об их дружбе.
Далее задается вопрос, что мы видим и слышим с вертолета? Выясняем, что на борту вертолета можно услышать только шум работающего мотора. Учитель предлагает на вертолете спуститься на землю недалеко от школы и, пока не прозвенел звонок на урок в поселке Мирном, познакомиться с Машей, погладить Жучку и ответить на вопрос: а какие звуки мы услышим и какие запахи почувствуем, гуляя вместе с Машей на школьном дворе?
Школьники должны заметить, что около школы растут хвойные деревья, во дворе — дуб и травянистые растения. (Отметим сразу, что дети скажут: «цветы». Учитель мягко поправит детей, впервые используя термин «травянистые растения». С вертолета действительно можно увидеть только то, что это не деревья и кустарники, а травянистые растения.) Далее дети отметят, что по дороге проезжает машина, которая очень не нравится собачке, бегущей за ней с лаем. Жизненный опыт школьников должен им помочь ответить на поставленные вопросы.
Ответственный момент урока — поиск ответа на вопросы: почему Маше нравится гладить Жучку? Что чувствует Маша, дотрагиваясь до Жучки рукой? Мы же тоже «гладили» Жучку... Важно, чтобы дети отметили, что, гладя Жучку рукой, они почувствовали то, что чувствовала и Маша, — тепло тела животного, мягкость шерсти, форму тела, радость собачки. Что помогло нам и Маше увидеть предметы, услышать звуки, почувствовать запахи, ощутить тепло? Делается вывод, что в этом нам помогли глаза, уши, нос и... кожа. Дети не назовут кожу, они скажут о своих руках. Зададим им дополнительный вопрос: а будем ли мы ощущать тепло и мягкость шерсти Жучки, если Жучка в порыве нежности коснется нашей щеки или голой ноги? Этот вопрос позволит детям убедиться, что мы можем чувствовать, что шерсть у Жучки мягкая, не только руками, но и щекой, и лбом, и ногой, если нога голая, т. е. кожей.
ДМ. Далее можно провести игру «Глаз, ухо». Дети встают в круг или около парт. Учитель знакомит детей с правилами игры: он будет называть части тела человека: голова, рука, нос, лоб, шея, уши, губы, палец, нога, глаз и т. д. Но если они услышат слово «глаз», они должны быстро присесть на месте, затем встать и сказать, кого они видят справа от себя (поясняем, что значит «справа от себя»).
После ДМ учитель знакомит детей с Тетрадью для самостоятельной работы. Дети листают новое пособие и показывают учителю те рисунки, которые они хотели бы раскрасить или вырезать. Последовательно выполняются задания 1—3.
Задание 3. «Представь, что ты загораешь на солнышке. Что ты видишь, слышишь, чувствуешь?» Заслушивая ответы детей, учитель уточняет, что именно помогло ученикам это видеть, слышать, чувствовать. Цель задания — закрепление того, что информацию об окружающем мире мы собираем с помощью органов чувств. Впервые может прозвучать термин «органы чувств», под которым мы понимаем нос, глаза, уши и кожу человека.
Выполняя задание 4, дети должны отметить галочкой те предметы или явления, которые можно узнать в жизни и не видя их. Это пение петуха, стук дятла, стрекотание кузнечика, телефонный звонок. Они рассказывают, какой орган чувств помог им это узнать (ухо) и рисуют его (в форме скобочки) в пустой клетке.
Заключительная часть урока — момент очень ответственный: дети впервые встретятся с термином «признак предмета», который усваивают на новом материале урока — органы чувств. Обращаем внимание учащихся на левую полосу разворота учебника «Мы познаем мир». Дети находят на рисунке Мишу и отвечают на вопросы: что делает Миша? Сладкое ли яблоко у Миши? Как вы узнали? О том, что яблоко кислое, дети узнают по выражению лица Миши. Учитель обращает внимание на само яблоко: большое и зеленое. Он подчеркивает, что по всем названным признакам (большое, зеленое, кислое) мы определяем, что яблоко у Миши невкусное. Слово «признак» произошло от слова «признать», т. е. «угадать». Затем дети думают над вопросом: что помогло Мише узнать вкус яблока? Делается вывод, что определить вкус Мише помог язык. Язык помогает нам определить вкус яблока, груши, сахара, т. е. познавать окружающий мир еще с одной стороны. Учитель читает вслух вывод на правой полосе разворота учебника.
Для закрепления термина «признак предмета» можно предложить детям игру «Назови предмет по признакам». Например, холодное, сладкое, тает на языке (мороженое); круглый, очень кислый, желтый (лимон) и т. д.
Более сложный вид игры «Отгадай предмет». Учитель загадывает предмет, а дети пытаются узнать, что за предмет загадан. Они могут задавать любые вопросы, а учитель отвечает «да» или «нет», но не называет сам предмет. (Например: «Задуманный предмет живой?» — «Да». — «Он кусается?» — «Нет». — «Он мяукает?» — «Да».)