Растения — часть живой природы. Что общего у трав, кустарников и деревьев - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УРОКАМ

Окружающий мир 1 класс - поурочные разработки

Растения — часть живой природы. Что общего у трав, кустарников и деревьев - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УРОКАМ

Задачи урока: выяснить с детьми признаки, общие для всех растений, черты сходства и отличия травянистых растений, кустарников и деревьев; познакомить с новым термином «органы растений» (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена); обеспечить формирование умений проводить сравнение, выбирая верное решение, правильный ответ, ставить опыты.

Урок можно начать с вопроса: а что у нас на подоконнике растет, дышит и питается?

Этим вопросом учитель привлекает внимание детей к хорошо известным им комнатным растениям. Можно задать дополнительные вопросы: как вы думаете, не мал ли горшочек для герани? А может быть, если ее больше поливать, то и не надо менять горшочек, пусть живет в маленьком? А может быть, поставить ее на тумбочку в темный угол?

Дальше знакомство с растениями продолжается по учебнику (разворот «Растения — часть живой природы»). Дети находят рисунок вертолета, представляют себя на его борту и отвечают на вопрос, какие растения они видят с вертолета. Ученики могут узнать рябину, березу, яблоню, грушу. А как можно одним словом назвать эти растения? (Деревья.) Деревья высокие, поэтому их видно с вертолета. А чтобы увидеть растения, которые ростом ниже, придется спуститься на землю. Что тогда увидят ученики в саду семьи Ивановых? Используя общий рисунок и рисунки-подсказки, ученики говорят, что в саду растут малина, смородина (предложите учащимся найти и соотнести рисунки листа малины и куста малины, листа смородины и куста смородины), а также одуванчик, подорожник. Уточняется, листья каких еще растений изображены на рисунках-подсказках? (Рябины, березы.) Предложите учащимся соотнести на рисунке листья рябины и березы и рисунки самих деревьев. (Они растут на улице возле забора.)

Находим на рисунке Машу и отвечаем на вопрос: листья каких растений она рассматривает? (Садовой земляники.) Обращаем внимание детей на то, что делает Маша. (Она рыхлит землю.) Зачем?

Учитель предлагает посовещаться в парах и доказать на примере садовой земляники, что растения, как и животные, относятся к живой природе, т.е. для них характерны такие признаки живой природы, как дыхание, питание, рост, потомство, увядание (гибель). Дети должны вспомнить о поливке и подкормке садовой земляники, об ее усах и появлении нового молодого растения, о том, что куст может засохнуть и погибнуть. Может вызвать затруднение вопрос: дышат ли растения? В этом случае вспоминаем о действиях Маши. Она рыхлит землю, чтобы в земле было больше воздуха, который и нужен для дыхания корней растений. Можно напомнить детям то, что они уже не раз видели в жизни: стоит летом протоптать новую дорожку на зеленой лужайке, и весной на ней не взойдут семена трав — дышать нечем, земля утрамбована.

Рассматривая рисунок справа — «Длительное наблюдение», спрашиваем, что нам предлагают сделать авторы учебника? И что мы должны будем увидеть через несколько дней?

ДМ. После устного ответа на вопрос дети встают, подходят к столу учителя и сажают в землю проросшие семена гороха (если детей в классе более пяти, то для проведения опыта готовятся несколько ящичков).

Следующая часть урока знакомит детей с чертами сходства и отличия трав, кустарников и деревьев. Рассматриваем левую полосу нового разворота «Что общего у трав, кустарников и деревьев», называем изображенные растения (яблоня, смородина, томат). Отвечаем на вопросы: какое из этих растений относится к деревьям? А какое — к кустарникам? А к травянистым растениям? Вспоминаем и сравниваем, чем они отличаются в природе (высотой, формой, стеблями, листьями, плодами). Важно обратить внимание детей на стебли разных растений. У яблони и других деревьев имеется один одревесневший стебель (ствол), ветки дерева начинаются на некотором расстоянии от земли и образуют крону (крона — верхняя разветвленная часть дерева). У кустарников нет общего стебля, зато у них есть несколько одревесневших стеблей с ветвями, начинающимися сразу от земли (дети не раз видели малину). У травянистых растений один или несколько стеблей. Мы знаем много травянистых растений с зелеными стеблями.

Для закрепления пройденного предлагается открыть Тетрадь для самостоятельной работы и выполнить задание 13. В процессе работы выясняется, что, для того чтобы выполнить задание, не хватает знака для обозначения малины (еще раз выясняем признаки растения, которое называют кустарником). Расширить знания о кустарниках помогут ответы на вопросы после прочтения учителем рассказа «Знаешь ли ты кустарники?». (Так почему же крушину назвали крушиной, а калину — калиной? Съедобны ли плоды у бересклета?)

Справка для учителя. В наших лесах растет бересклет бородавчатый. Плоды этого дерева ядовиты для человека. Но их охотно поедают малиновки, которые разносят семена бересклета вместе с пометом.

ДМ на уроке возникает вполне естественно: дети подходят к столу учителя, чтобы показать ему, как они выполнили работу в тетрадях.

Следующий вопрос для обсуждения: что общего у трав, кустарников и деревьев? Сравнение помогает учащимся уяснить, что у всех этих растений есть корень, стебель, листья, цветки, плоды и семена. Особое внимание надо обратить на то, что плоды образуются на месте цветков. Внутри их всегда есть семена. Далее спрашиваем, правильный ли вывод сделала Маша: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами — части растений. Правильно, эти органы (учитель может назвать перечисленные части более точно — органами) есть у деревьев, кустарников и травянистых растений (трав). Рассматривая рисунок Маши и Миши, отмечаем, что Миша допустил ошибку — он соединил плод гороха (плоды гороха называют бобами, а не стручками) с цветком огурца. Еще раз подчеркивается особенность плодов (наличие внутри плодов семян). Затем уместно обсудить вопрос, как отличить плоды от луковиц и клубней. (Работаем с текстом в хрестоматии.)

После чтения текста учащиеся смогут ответить на вопрос: есть ли плоды у картофеля? Многие дети наблюдали, что на месте цветков у картофеля появляются зеленые ягоды, внутри них семена — это плоды картофеля. А клубни, которые мы употребляем в пищу, не являются плодами, у них внутри нет семян.

Дополнительный вопрос: относится ли яблоко к плодам? (Да, оно появляется на месте цветков и внутри яблока есть семена.)

Для закрепления изученного материала предлагаем выполнить задания 14—15 в Тетради для самостоятельной работы.

ДМ. Игра «Да — нет». Задача: закрепление знаний о том, что из семян вырастают новые такие же растения.

Учитель задает вопросы, а ученики при ответе «да» поднимают руки вверх и делают хлопок над головой. При ответе «нет» они разводят руки ладошками вверх, как бы говоря: «А вот и нет!».

Примерные вопросы: верно ли, что плоды образуются на листьях? (Нет.) Внутри плодов находятся семена? (Да.) Плоды находятся внутри семян? (Нет.) Из семян укропа вырастает травянистое растение? (Да.) Яблоко — это плод? (Да.) Внутри клубня картофеля есть семена? (Нет.) Из семян картофеля вырастет клубника? (Нет.)






Для любых предложений по сайту: [email protected]