Дикие и домашние животные - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УРОКАМ

Окружающий мир 1 класс - поурочные разработки

Дикие и домашние животные - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УРОКАМ

Задачи урока: познакомить детей с отличительными признаками диких и домашних животных, закрепить знания о животных; обеспечить развитие умений использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника, высказывать предположения, рассуждать, делать выводы.

Урок можно начать с игры, которая поможет восстановить и закрепить материал предыдущих уроков. На столе учителя перевернутые картинки с изображением животных и игрушек этих же животных. Задача ученика — подойти к столу, выбрать карточку, перевернуть ее, показать классу и рассказать об изделии или о животном, ссылаясь на признаки (об изделии: это игрушка, ее сделал человек, она похожа на зайца, она большая, красивая, мягкая и т.д.; о зайце: это животное, так как он дышит, питается, растет, прыгает, оставляет потомство, спит, издает звуки, может заболеть и умереть). Безусловно, каждый из детей назовет далеко не все перечисленные признаки. Но обобщающий вывод о признаках животных сделает по окончанию игры учитель.

Изучение нового. По заданию учителя дети открывают разворот учебника «Дикие и домашние животные», рассматривают рисунки в прямоугольниках левой полосы разворота и называют изображенных животных. Важно, чтобы дети проговаривали названия не только взрослых животных, но и их потомства (медведица и медвежонок, белка и бельчонок и т. д.). Дальше задается вопрос: чем питаются белки? Ответы детей: грибами, шишками да орехами.

Именно эти ответы позволяют учителю начать интереснейший разговор с детьми о необходимости познания окружающего мира.

Начинается разговор с чтения рассказа Н. Сладкова «Угадай: кто я?»:

«— Угадай: кто я? А ем я муравьев и жуков.

Я подумал и сказал:

— Скорее всего, ты — жукоед-дятел!

— Вот и не угадал! — откликнулся голосок. — А еще я ем гусениц и личинок.

— Гусениц и личинок едят дрозды. Наверное, ты — дрозд.

— Я не дрозд. Еще я, бывает, грызу сброшенные лосями рога.

— Тогда ты — грызун: мышь или полевка!

— Я сама ем мышей!

— Тогда ты, конечно, кошка!

— Иногда я ем ящериц. А изредка даже рыбу.

— Может, ты цапля или журавль?

— Не цапля и не журавль. Бывает, ловлю птенцов и таскаю яйца из птичьих гнезд.

— Похоже, что ты куница!

— Не говори мне про куницу, куница — мой старый враг! А еще я ем шишки и рябину, ягоды и грибы, орехи и семена, почки и листья.

Я рассердился и крикнул:

— Скорее всего ты — свинья! Ты лопаешь все подряд. Ты — одичавшая свинья, которая сглупу забралась на елку!

— Сдаешься! — Ветки качнулись, раздвинулись, и показалась... белка!

Запомни! Мухоловки ловят не только мух, осоеды едят не только ос. А белки грызут не одни орешки!».

В ходе последующей беседы учащиеся рассказывают о том, что им известно о медведе, а учитель дополняет и уточняет ответы.

Например, дети говорят, что медведь питается медом и малиной, и полной неожиданностью для них является то, что это животное ест также клубни растений, муравьев, червей, личинок, мышей, рыб.

А о каком животном идет речь в загадке:

Длинноухий, косоглазый,

Скачет без оглядки

От волка и от лисицы.

Кто нашел отгадку?

(В. Жукович)

Сказав отгадку, дети рассказывают, что они еще знают о зайце. Непременно кто-то из ребят вспомнит известную всем загадку и скажет, что заяц летом — серый, а зимой — белый.

А на самом-то деле заяц-то летом совсем не серый, а бурый. А серым он бывает лишь одну неделю весной.

«Всего на одну недельку в году становится заяц серым, а все заметили и запомнили. А что остальные сорок семь недель он не серый, словно и не видали. Серенький, видите ли, почему-то всем приглянулся!

А что хорошего: линючий, всклокоченный, ни белый, ни бурый, ни то ни се, но вот приметили и прославили. И прослыл заяц серым, словно другим и не бывает».

(Н. Сладков)

Следующий вопрос для обсуждения: что общего у всех этих животных, о которых шла речь (у медведя, белки и зайца)? В ходе беседы делается вывод: они сами добывают себе пищу, находят или строят себе жилище, заботятся о своем потомстве. Каким же названием можно объединить таких животных? (Дикие.)

Возвращаемся к работе с правой полосой разворота учебника. Учитель просит назвать животных: корова с теленком, курица с цыпленком, свинья с поросенком. Чем они отличаются от диких животных? Особое внимание обращается на центральный рисунок. По нему ученики рассказывают, как семья Ивановых заботится о животных. Делается вывод: эти животные живут рядом с человеком, он заботится об их пище, жилище, здоровье.

Затем учитель обращает внимание детей на рисунок кошки в учебнике. Ученики в парах обсуждают вопрос «какие признаки показывают, что кошка напугана?» (вздыбленная шерсть, выгнутая спина, поднятый хвост, выпущенные когти). А какие любопытные признаки в поведении своих любимцев замечали дети? (Рассказы детей о повадках своих любимых животных. Можно с пантомимой.)

Задание 10 в Тетради для самостоятельной работы поможет проверить умение учащихся объединять животных в группы диких и домашних. Школьники предлагают свои знаки для обозначения домашних и диких животных, отмечают этими знаками предложенные рисунки. Надо учесть, что могут возникнуть разногласия по поводу пчелы (дикие пчелы живут в дуплах деревьев в лесу, домашние — в ульях, но поскольку рисунок не позволяет ответить на этот вопрос, возможен и тот и другой ответ).






Для любых предложений по сайту: [email protected]