Окружающий мир 1 класс - поурочные разработки
Природа и ее сезонные изменения - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УРОКАМ
Задачи урока: дать учащимся представление о сезонных изменениях в природе; продолжить формирование умения работать с информацией, предложенной в виде рисунка; акцентировать внимание на признаках разного времени года; учить детей одеваться в соответствии с погодными изменениями и обстоятельствам и.
Изучению темы урока предшествует беседа о проводимых учащимися длительных наблюдениях (опыт по проращиванию гороха). Обсуждается появление первых ростков.
Для введения в тему урока учитель просит учащихся раскрыть учебник (разворот «Природа и ее сезонные изменения»), рассмотреть рисунки и ответить на вопрос: что объединяет рисунки? (На них изображена одна и та же местность.) Мы видим на переднем плане реку, поле, березу, кустарники, зайца; вдалеке — лес, на небе солнце. А чем они отличаются? (Рисунки показывают одну местность в разное время года.) По каким признакам дети узнали время года на каждом рисунке? На каком рисунке изображена весна? Почему они так думают? (Грачи на пашне, деревья и кустарники только одеваются листвой, маленький зайчонок. Можно разобрать и шутливый рисунок: разговор двух грачей.) По каким признакам узнали лето? (Деревья в пышном зеленом наряде, на поле зреет урожай, бурый подросший заяц.) Какие приметы осени мы видим на рисунке? (Пожелтевшая листва, листопад, улетают птицы, уборка урожая на поле, серо-белый заяц.) По каким признакам узнали на рисунке зиму? (Деревья голые, река покрыта льдом, поле запорошено снегом, заяц в белой шубке.)
Можно обратить внимание детей на высоту солнца над землей в разное время года, но в одно и то же время суток. Когда оно высоко в небе, когда — низко?
Учитель может рассказать детям о том, что количество солнечного света и тепла, поступающего на землю, не одинаково. Чем выше солнце над земной поверхностью, тем круче падают его лучи, тем лучше согревают, припекают землю; чем ниже солнце над земной поверхностью, тем меньше тепла, лучи как бы скользят по поверхности земли, плохо ее согревают, и становится холоднее.
На этом уроке выясняется, кто из детей знает названия времен года и месяцев года (на уроках математики дети уже встречались с этим материалом), а ответы на вопросы учебника преследуют цель усвоения этого материала всеми детьми.
Затем учитель задает вопрос классу: какой из рисунков в учебнике ближе к тому, что они видят в природе сегодня? Дети находят осенний пейзаж и называют пору года.
Выполняется задание 17 в Тетради для самостоятельной работы: «Выбери одежду и обувь для уроков на воздухе в осенние дни, раскрась эти рисунки. Дорисуй те предметы, которые могут пригодиться на уроке-экскурсии». Заметим, что вопрос преследует цель выявления тех предметов, которые учитель, как правило, берет на урок-экскурсию (лупа, карандаши, блокнот, пакет для сбора семян и опавших листьев, лопаточка, аптечка, бутылочки с водой, разовые стаканчики). Заметим кстати, что в 1 классе уроки-экскурсии проводятся, как правило, при помощи родителей.
В условиях ДМ проверяется, кто и как выполнил это задание. Организуется «выставка» раскрашенных рисунков (на первых двух столах). Дети «гуляют среди выставленных экспонатов». Затем начинается организованная «экскурсия»: все подходят к одному из рисунков, а «экскурсовод» (автор раскрашенного рисунка) рассказывает, почему он выбрал одежду именно этого цвета и фасона.
Если останется время, можно назвать приметы времен года, которые дополнят знания детей о их признаках. О марте месяце. Зазвенели ручьи. Прилетели грачи. О первых теплых весенних днях. В свой дом — улей — пчела первый мед принесла. О первых летних месяцах. Липа цветет. Рожь колосится. Золотится пшеница. Об осени. Утки летят дугой, гуси — шеренгой, а журавли — клином. И куда все торопятся? О лете. «Не зонтики ребятки открыли под дождем. Зацвел на нашей грядке укроп июльским днем» (В. Мусатов).
А какие приметы осени знают ученики? А приметы зимы? Можно провести игру-пантомиму: класс делится на четыре группы, каждая получает карточку, на которой написано время года и нарисованы детские забавы или труд людей в эту пору. (Зима — катание на лыжах, коньках, санках. Весна — игра в снежки, сбивание сосулек с крыш. Лето — плавание, катание на велосипеде, игра в футбол. Осень — сбор урожая на огороде или в саду.)