Окружающий мир 1 класс - поурочные разработки
Труд людей осенью - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УРОКАМ
Задачи урока: закрепить полученные знания о сезонных изменениях в природе на примере осени; обобщить жизненные наблюдения детей о труде людей осенью в саду, огороде, поле; напомнить о правилах безопасности при работе в саду и огороде; продолжить формирование умения объединять, классифицировать предметы в группы по существенным признакам (на примере отличительных признаков плодов); научить различать овощи и фрукты.
Урок целесообразно начать с беседы, в ходе которой выявляются признаки осени. Жарко ли светит солнце по сравнению с летом? Не уменьшился ли световой день? Отличается ли осенний ветер от летнего? В какие краски одела осень деревья и кустарники? Чем отличается осенний дождь от летнего? (На этот этап работы на уроке затрачивается не более 3—4 минут.)
После беседы внимание учащихся обращается на разворот «Труд людей осенью» в учебнике на с. 28—29. Учитель читает задания учебника и заслушивает детские ответы. Школьники по рисункам составляют свои рассказы об уборке урожая осенью на полях, в огороде и саду и о своей помощи взрослым.
ДМ. Ученики с помощью пантомимы показывают, какую работу они помогали взрослым выполнять осенью в саду или огороде. Дети пытаются отгадать, что изображают одноклассники.
Следующий этап урока — работа в парах. Ученики рассматривают рисунки овощей и фруктов и «собирают» в корзинки плоды. Далее коллективно обсуждается вопрос «что лежит в левой и правой корзинках и почему?».
ДМ. Цель игры: деление плодов на овощи и фрукты. Ученики приглашаются к столу, на котором лежат огурцы, яблоки, груши, сливы, бобы гороха, томаты, тыква, кабачок, лимоны, вишня и малина. Задача одной группы учащихся — выбрать овощи (огородные плоды — тыква, бобы гороха, перец, томаты, огурцы), другой — фрукты (плоды деревьев и кустарников — яблоки, груши, сливы, лимоны, ягоды вишни, малины). При выполнении работы может возникнуть затруднение: а куда положить ягоды? С ботанической точки зрения ягода — это плод с сочной мякотью и множеством семян. К ягодам относят и огурец, и томат, и арбуз, и ягоды малины, и др. Но пока дети этого не знают. Они могут оставить ягоды на столе.
Учитель наглядно показывает школьникам, верный ли выбор они сделали, выполняя первое практическое задание (выделение плодов из остальных растений). Он разрезает ножом выбранные фрукты, затем овощи. Внутри плодов дети еще раз увидят семена (перец, помидор, лимон, огурец, слива и др.). Вывод: эти фрукты и овощи — плоды.
Разрезанные морковь, редис, свекла, редька, репа, кочан капусты, чеснок, луковица репчатого лука, клубень картофеля не имеют семян внутри себя, это овощи, но к плодам не относятся.
Затем школьники выполняют задание 18 в Тетради для самостоятельной работы: «Наклей рисунки ягод, овощей и фруктов, которые ты помогал(а) взрослым собирать осенью. Раскрась рисунки. Нарисуй свой». (К этому времени дети на уроках труда уже получили первые навыки работы с ножницами и клеем.)
Заключительная часть урока посвящается вопросам охраны здоровья. Учитель читает из учебника абзац, посвященный технике безопасности при осенних работах: «О чем хотели сказать дети, когда писали объявления?». В ходе беседы нужно подвести учащихся к выводу о необходимости соблюдать правила гигиены (мыть руки перед едой, не есть немытые фрукты и овощи), а также обсудить правила техники безопасности при осенних работах. Можно разделить учащихся на две группы: одной группе предложить рассказать об опасностях, которые подстерегают детей при осенних работах, а другой — о том, как избежать несчастных случаев при уборке урожая.
При необходимости учитель дополняет и уточняет ответы.
1. Нельзя бросать как попало садовый инвентарь. Лопаты, грабли, вилы, садовые ножницы и другие инструменты должны храниться в специально отведенных местах.
2. Переносить инвентарь надо так, чтобы не получить травму самому и не нанести ее окружающим. С одного места на другое инвентарь переносится колющими и режущими частями вперед и вниз.
3. Приступая к работе в огороде или саду, надо позаботиться о специальной рабочей одежде, не забыть о рукавицах, которые избавят руки от безопасных, на первый взгляд, ссадин, царапин, уколов, вызывающих тяжелые гнойничковые раны.
4. Дети не должны переносить тяжелые предметы, работать на высоте, например снимать урожай с деревьев, пользуясь лестницей.
В конце урока проводится игра «Я знаю, что...». Ученики становятся в круг и одним предложением, которое начинается словами «Я знаю, что...», говорят о том новом, что они узнали на уроке.