Как животные готовятся к зиме - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УРОКАМ

Окружающий мир 1 класс - поурочные разработки

Как животные готовятся к зиме - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УРОКАМ

Задачи урока: познакомить учащихся с особенностями жизни животных осенью в связи с подготовкой к зимнему периоду, обобщить жизненные наблюдения детей о перелетных и зимующих птицах; обеспечить формирование умений работать с несколькими источниками информации.

Урок можно начать с выставки работ детей: на своих рабочих столах дети открывают страничку своего «Дневника наблюдений» и отправляются на «выставку», т.е. разглядывают рисунки своих одноклассников.

Учитель подводит итоги «экскурсии на выставку», поощряет всех детей, отмечая то лучшее, что есть в рисунке каждого ребенка, и говорит (практически объявляет тему урока), что «Маша давно ждет помощи от класса, так как не может ответить на вопрос брата, как животные к зиме готовятся».

По заданию учителя первоклассники находят разворот «Как животные готовятся к зиме», на рисунке находят Машу и Мишу, рассматривают общий рисунок и пытаются отгадать, о каких животных спрашивает Миша свою сестру? По рисунку видно, что Миша мог спросить Машу о том, как готовятся встретить зиму бабочка, змея, лягушка, медведь, лиса, белочка, еж, птицы, мышь, заяц. Учитель помогает детям найти ответы на все вопросы. В процессе обсуждения темы он не только выслушивает суждения детей, но постоянно снабжает их новой информацией, зачитывая из хрестоматии рассказы: «Кто и куда спешит осенью спрятаться», «Куда осенью пропадают лягушки и жабы», «Кто к зиме переодевается», «Как ежи к зиме готовятся», «Делают ли звери запасы к зиме?».

В процессе обсуждения проблемы о подготовке животных к зиме проводится ДМ: дети выполняют задание 20 из Тетради для самостоятельной работы и организуют выставку своих работ. «Экскурсовод» поясняет «посетителям», что же запасают на зиму полевка, поползень и белка.

Когда ученики сядут за свои парты, можно предложить им рассмотреть рисунки-подсказки на левой полосе. Решается очередная проблема: почему на рисунках птиц разделили на две группы? В ходе беседы учащиеся приходят к заключению, что одни птицы улетают на зиму в теплые края (вводится термин «перелетные птицы»), а другие остаются на зимовку (вводится термин «зимующие птицы»). Школьникам предлагается на основе своего жизненного опыта дополнить примерами каждую из групп птиц. В заключение урока выполняется задание 21 в Тетради для самостоятельной работы.

Дети отмечают рисунки тех птиц, которые улетают с наступлением холодов из их края (улетают ласточки, скворцы, лебеди, журавли, жаворонки, утки), дорисовывают и раскрашивают рисунки снегиря и синицы (у снегиря ярко-красная грудка, черная шапочка, черные хвост и крылья; у синиц желтые грудки) и отвечают на вопрос, остаются ли снегирь и синица зимовать с нами.

Обсуждению проблемы о перелетных птицах может помочь информация из хрестоматии: «Почему птицы осенью улетают в теплые края», «Кто из птиц запасает корм на зиму».


Дополнительный материал о животных, о которых дети задают вопросы (о тритонах и летучих мышах).

«Почувствовав конец теплу, тритоны отыскивают чужие подземные убежища или, работая передними лапками и тараня головой мягкую лесную подстилку, древесную труху, торф, зарываются поглубже и спят.

Летучие мыши на зиму забираются в подвалы, погреба, другие убежища. Уцепятся крючковатыми коготками задних ног за что-нибудь и висят вниз головой, укрывшись, как плащом, своими мягкими перепончатыми крыльями. Некоторые из них собираются большой компанией, висят рядками, тесно прижавшись друг к другу или сбившись кучками, другие зимуют в одиночку».

(Г. Трафимова)






Для любых предложений по сайту: [email protected]