Окружающий мир 1 класс - поурочные разработки
Жизнь растений осенью - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УРОКАМ
Задачи урока-экскурсии: познакомить учащихся с изменениями в жизни растений осенью, с разнообразием форм, окраски листьев растений в осенний период; дать понятие о лиственных и хвойных растениях; познакомить с представителями растений, произрастающих в родном краю; продолжить формирование деятельности наблюдения, показать пример культуры поведения на природе; собрать раздаточный материал для урока по теме «Учимся различать деревья и кустарники зимой».
В сельской местности в хорошую погоду экскурсию целесообразно провести как целевую прогулку в лес. В условиях города урок-экскурсия проводится в парке или сквере. Накануне урока важно предупредить школьников и родителей о том, что одежда и обувь для экскурсии должны быть теплыми и удобными.
Примечание. Это один из первых уроков вне стен школы, поэтому детей на экскурсии должны сопровождать родители (1—2 человека). Перед началом экскурсии взрослые обращают внимание на то, как одеты ученики, соответствует ли это погодным условиям, взяли ли дети «Дневники наблюдений» (блокноты) и карандаши.
Учитель знакомит детей с правилами поведения во время экскурсии. Например, им разрешается идти парами, общаться между собой, негромко разговаривать, обращаться с вопросами или за помощью к взрослым. Но они не должны рвать растения, ломать ветки, пробовать на вкус листья и плоды, ловить насекомых, отставать от группы, играть в лесу (парке) в прятки.
Начать знакомство с жизнью растений осенью можно с предложения рассмотреть и назвать находящиеся недалеко от группы детей деревья, кустарники и травянистые растения. Учитель может услышать, например, такие ответы: это кустарник, но я не знаю его название; это деревья — березка и клен, это травянистое растение — крапива. Если учитель знает вид кустарника, он его называет. Далее можно обратить внимание детей на шорох падающих листьев в осеннем лесу, шелест опавших листьев под ногами в парке или сквере, побеседовать о разнообразии запахов и других ощущений в лесу (парке, сквере). С этой целью можно предложить детям потрогать кору и листья разных деревьев, понюхать веточки деревьев, поздние травы, собрать плоды деревьев (собираются плоды березы, вяза, клена, липы, рябины).
Можно завести с детьми разговор о преобладании в убранстве растений желтых, оранжевых, красных цветов. Собрав букеты опавших листьев, ребята собираются в круг возле учителя, который рассказывает детям, почему листья на деревьях и кустарниках летом были зелеными, а осенью изменили свой цвет.
Дополнительный материал
Летом листья зеленые потому, что в них содержится много зеленого красящего вещества — хлорофила. Помимо него, в листьях находятся и другие красящие вещества желтого и красного цвета. Но зеленого вещества так много, что летом оно заглушает все другие оттенки. Это зеленое вещество очень важное для растения и очень интересное. В процессе жизни растения оно постепенно разрушается, но под действием солнечного света вновь образуется. Летом солнце светит долго, солнечного света много, и лист все время остается зеленым. Почему же осенью листья меняют окраску? Осенью день становится короче, растения получают меньше солнечного света. Зеленое красящее вещество в листьях разрушается, и не успевает восстановиться. Зеленый цвет в листьях убывает. И листья окрашиваются по-разному. Там, где больше вещества желтого цвета, они желтеют. Листья, где больше красного цвета, краснеют. А поскольку в листьях количество красящих веществ разное, то растения и раскрашиваются множеством разнообразных оттенков. (При возможности можно обратить внимание учащихся на листья сирени и ольхи осенью и спросить: почему они осенью не меняют свою окраску? Потому, что в листьях этих деревьев, кроме зеленого, других красящих веществ нет.)
Следующую часть урока можно посвятить тайнам листопада. Учитель предлагает учащимся высказать свои предположения, почему осенью с растений облетают листья. Ошибочные представления ребят о ветре как причине листопада и станут отправной точкой для последующей работы на уроке. Внимание детей обращается на то, что летом и весной тоже много ветреных дней, а листва не опадает. Зато осенью листья падают и в безветренную погоду. Почему?
Обратите внимание учеников на листья сломанной летом ветки. Листья засохли, легко крошатся, но отрываются плохо. Пусть дети для сравнения попробуют оторвать лист с неповрежденной летом ветки. Лист отделяется легко. Почему? Все дело в том, что летом черешки листьев прочно соединены с веткой. По ним проходят питательные вещества. Осенью в черешках листьев происходят изменения. В том месте, где они прикрепляются к ветке, образуется особый пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Теперь достаточно тяжести самого листа, удара капли дождя или дуновения ветерка, чтобы лист отделился от ветки. Таким образом, образование осенью в черешках листьев пробкового слоя способствует листопаду. Есть ли ранки от опавших листьев на веточках? Ученики в лупы рассматривают веточки и не находят ранок. Ранок нет, потому что листья не обрываются с веток, а отделяются в определенном месте — там, где черешок прикрепляется к ветке и где осенью образуется пробковый слой. Учитель предлагает ученикам рассмотреть опавшие листья разных деревьев и кустарников и убедиться, что у всех гладкий, округлый край черешка.
Далее можно сравнить листопад у разных растений. Отметить, что у липы и тополя первыми облетают листья с больших нижних ветвей, затем — со средних, и последней облетает макушка. У орешника листья начинают облетать с верхних ветвей. Листья, у которых одна листовая пластинка (например, листья березы, липы, тополя, дуба, яблони, вишни, клена, осины, ольхи, вяза и др.), всегда облетают вместе с черешком. А если у листа несколько листовых пластинок (например, конский каштан), то может опадать лист с черешком, а может отдельно падать каждая листовая пластинка и черешок. Зачем же деревья и кустарники сбрасывают листья на зиму? Оказывается, так они готовятся к зиме. Учитель обращает внимание на травянистые растения осенью. Одни из них рассеивают семена (из них весной зазеленеют новые растения), другие травы прячутся под землю и там ждут весну. Эти хитрецы расстаются со своей надземной частью. Главное для них — спасти свою подземную кладовую: клубень, луковицу, корневище, в которых за лето накопились питательные вещества. Весной эти запасы помогут быстрее возродить стебель и листья. Деревья и кустарники не могут на зиму расстаться со стволом и ветками, спрятаться под землю. Они поступают по-другому — сбрасывают свою листву. Ведь листья испаряют много влаги. А зимой вода в почве замерзает. Не могут корни ее выкачать. Если дерево не сбросит на зиму листья, то засохнет от излишнего испарения. К тому же листья зимой только бы повредили деревьям. Снег, нападавший на них, поломал бы ветки и сучья. Вот почему осенью идет листопад у лиственных деревьев и кустарников.
Но все ли деревья и кустарники сбрасывают листву? Как выглядят в эту пору ель и сосна? Вместе с учениками учитель рассматривает листья-хвоинки. Он сообщает, что из-за особых свойств листьев эти деревья называют хвойными. Зимой эти растения остаются зелеными. Почему? Обращается внимание, что листья-иголки маленькие, узкие, смолистые. Воды они испаряют меньше, чем лиственные деревья. Зимняя засуха елям и соснам не страшна. Еще учитель акцентирует детское внимание на том, что ветки ели растут наклонно и пружинят. Снег легко соскальзывает с их ветвей зимой от малейшего толчка, дуновения ветра. Потому ветки ели под тяжестью снега не обламываются. Не сбрасывают ели и сосны всю хвою на зиму, и все же листопад у них идет. Но их листья-хвоинки опадают понемногу, на их месте вырастают новые. Это происходит незаметно для нашего глаза, и нам кажется, что на ели всегда одни и те же листья-иголки. В подтверждение сказанному надо обратить внимание детей на опавшую хвою под деревьями.
Хорошо, если на экскурсии можно будет подвести ребят к лиственнице. Почему это хвойное дерево получило такое название? (Потому что осенью, как и лиственные деревья, она сбрасывает свои листья-хвоинки.) Если такой возможности не представится, нужно рассмотреть рисунки лиственницы в учебнике (один учебник учитель может захватить с собой на экскурсию).
Обсудите также вопросы: лиственные или хвойные леса растут в вашем крае? Почему нельзя разжигать костер в осеннем лесу? Дополняя детские ответы, учитель подчеркивает, что огонь не только губит растения, их семена, но и животных леса. В огне вместе с сухой травой гибнут лягушки, ящерицы, насекомые.
Еще одна загадка жизни растений осенью — ветвепад. Это явление ярко выражено у таких деревьев, как осина, дуб, вяз, некоторые ивы, тополя, когда они стареют. Если присмотреться, на земле около этих растений можно увидеть опавшие веточки. Эти веточки живые, не засохшие, с них только что опали листья. На конце каждой веточки — почки. Если их разломить, то увидите зеленые зачатки листьев. Следующей весной такая почка могла бы распуститься. Почему же веточки оказались на земле? Чтобы ответить на вопрос, надо посмотреть на тот конец веточки, где она отделилась от дерева. Поверхность его ровная, округлая. Никакой поломки не было. Веточка отделилась от дерева сама и в совершенно определенном месте. Точно так же, как пожелтевший лист. Значит, дерево намеренно осенью избавляется от «лишних» ветвей.
Наблюдения в природе во время экскурсии должны стать основанием для самостоятельного заполнения учащимися на следующем уроке в классе первой страницы «Дневника наблюдений» (задание 19 в Тетради для самостоятельной работы): «Соедини рисунок каждого дерева с рисунком листа этого дерева. Раскрась листья так, как они выглядят осенью». Хорошо, если дети соберут во время экскурсии опавшие листья клена, рябины, дуба, липы, березы, ольхи.
Однако, если погодные (или любые другие) условия не позволяют провести экскурсию на природе, занятие проводится в классе. Оно строится в соответствии с последовательностью вопросов и заданий в учебном пособии. По ходу урока выполняется задание 19 в тетради и читаются рассказы из книги для чтения: «Как растения к зиме готовятся?», «Есть ли на ветках ранки от опавших листьев?», «Идет ли листопад в безветренную погоду?», «Почему ель не сбрасывает листья на зиму?».