Окружающий мир 1 класс - поурочные разработки
Снежные загадки - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УРОКАМ
Задачи урока: расширить представления учащихся о сезонных изменениях в природе — дать элементарное представление об образовании снежинок; на основании опытов установить, чем может быть загрязнен снег; развить умение наблюдать, рассуждать, слушать, сравнивать, высказывать собственное мнение.
В начале урока учитель обращает внимание детей на стаканчики со снегом, которые стоят у него на столе. Он говорит, что на уроке будет проведен опыт, и поясняет, что снег взят у школьного крыльца, с пришкольного участка и у дороги. Можно попросить детей высказать предположение о цели проведения опыта (поиск ответа на вопрос, чист ли белый снег).
Объяснение нового можно начать с обсуждения иллюстраций разворота учебника «Снежные загадки». Обсуждаются вопросы: снежная ли зима в этом году в поселке Мирном? Что делают
Маша и Жучка? Зачем Маша сняла варежку? Чему так рада Жучка? (Левая часть разворота.) Что собирается делать Маша? Почему так весело Мише? (Правая часть разворота.) Далее можно обсудить жизненные наблюдения и ощущения самих детей. Что они чувствуют, когда смотрят на падающий снег? Когда идут по первому чистому снегу? Когда снежинки падают на лицо? Что происходит со снежинкой, если поймать ее на ладонь? Удавалось ли когда-нибудь рассмотреть снежинку? Далее учитель обращает внимание на рисунки разных снежинок (левый разворот учебника). Он сообщает, что ученым удалось выявить девять основных форм снежных кристаллов. В учебнике есть рисунок, на котором изображены снежинки. Если смотреть сверху вниз, то можно увидеть снежинки, которым дали такие названия: запонка, столбик, еж, игла, звезда, пластинка и еще одна звезда. Учеников может заинтересовать вопрос, от чего зависит форма снежинок. Можно пояснить, что японскому профессору Накайя, который всю свою жизнь посвятил изучению тайн снежинок, удалось выяснить, что форма снежинок зависит от температуры воздуха. Оказалось, что самые красивые снежные кристаллы — звезды — появляются только при небольшом морозе (-14, -15, -16, -17 градусов).
ДМ. Учитель просит детей подойти к рабочему столу и проверить, растаял ли снег, определить, в каком стакане снег взят у дороги, в каком — у крыльца школы, а в каком — в чистом поле (после фильтрования воды на марле остаются серые разводы, песчинки, соломинки, волоски).
Затем решается проблема, где и как рождаются снежинки. Вопрос, где рождаются снежинки, не вызывает у ребят затруднений. Они отвечают, что высоко, высоко над землей в облаках. А вот на вопрос, как образуются снежинки, они ответить не смогут. Поэтому учитель предлагает открыть хрестоматию и узнать об этом из рассказа «Как рождаются снежинки». Дальше обсуждаются вопросы из учебника: можно ли сказать, что снежинка — очень красивое изделие? (Сказать так нельзя, изделия — это предметы, сделанные человеком, а снежинка объект природы.) Почему скрипит снег под ногами? (Это происходит потому, что под тяжестью тела человека ломаются нежные лучики снежинок-звездочек. А так как их очень много, слышится треск.) Где больше снега: в поле или возле забора? Как люди это используют? (Снега больше возле забора, заграждения задерживают его. А как люди используют это, дети узнают из рассказа «Зачем зимой на полях снег пашут».)
В заключение урока можно обсудить проблему, кто ждал снега. Дети могут сказать, что они очень любят снег, потому что можно лепить снежную бабу, играть в снежки, кататься с горки на лыжах и санках. Снега ждут и растения: снег укрывает землю, на полях перестают зябнуть озимые хлеба и другие растения. Заяц в своей белой шубке не виден врагу на снежном покрывале. Тетерева ныряют в снег и спят себе в уютной снежной спаленке.