Жизнь лесных зверей зимой - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УРОКАМ

Окружающий мир 1 класс - поурочные разработки

Жизнь лесных зверей зимой - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УРОКАМ

Задачи урока: уточнить и дополнить знания учащихся о зимовке животных; выявить признаки сходства млекопитающих животных — зверей; развить умение устанавливать причинно- следственные связи, проводить сравнение, выбирая правильный ответ.

Учитель предлагает детям поиграть в игру «Зоркий глаз». На его столе лежат около 10 картинок с изображением млекопитающих животных — зверей и 2 «лишние» картинки — птица и насекомое (лиса, волк, заяц, еж, кот, медведь, дикий кабан, собака, лось, белка; стрекоза и воробей). Ученики один за другим проходят мимо стола, задерживаются на три-четыре секунды, пытаясь запомнить животных на картинках. Когда все посмотрели на картинки, учитель просит назвать животных, которых они запомнили. По мере ответов ребят картинки вывешиваются на классную доску, и задается вопрос: а какие картинки здесь лишние? Убирается изображение стрекозы и воробья. Ученики продумывают ответ на вопрос: чем похожи оставшиеся звери, изображенные на картинках? (Тело покрыто шерстью, четыре ноги — пара передних и пара задних; есть зубы.)

Следующий этап урока — повторение материала о том, как звери готовятся к зиме. Школьники должны вспомнить об изменении окраски и густоты шерсти у зверей (заяц, лиса), а выполняя задания 25—26 в Тетради для самостоятельной работы, о «зимних» запасах белки и полевки, и о том, что не все звери запасают корм на зиму. (Еж, медведь, летучие мыши, барсук не делают запасов на зиму, они проводят это время в глубоком сне. Эти звери наедаются хорошенько за осенние месяцы и становятся «жирными». Жир — тот же запас пищи. Он лежит толстым слоем под кожей и, когда зверь спит, его организм питается запасами этого жира.)

Как же живется зимой лесным зверям? Организуется работа с разворотом учебника «Жизнь лесных зверей зимой». Учащиеся вновь приглашаются на борт вертолета. Каких зверей мы видим с вертолета, а каких — нет? Почему? (С вертолета можно увидеть лося и лису. Не видно с вертолета белку (она в дупле), медведя (он в берлоге), белого зайца на фоне белого снега.) Далее переходим к обсуждению лесных зверей своего края. Видел ли кто-то из детей зверей в зимнем лесу? Каких? Знают ли они, как звери зимуют? Как правило, разговор обязательно коснется зайца. Продолжить разговор поможет вопрос: какой зверь по снегу в лесу на лыжах бегает? Заслушав детские предположения, учитель читает рассказ в хрестоматии: «Какой зверь по снегу в лесу на лыжах бегает?» и предлагает посмотреть на рисунки к тексту рассказа и определить, где следы передних, а где задних лап русака? Отличаются ли следы задних лап от передних?

ДМ. Выставка раскрашенных рисунков (задание 25 из Тетради) по общей методике организации таких игр на уроке.

Затем учитель (а если есть уже читающие дети, то с их помощью) читает рассказы «Почему зайцы снега ждут», «Хорошо ли зимой кабанам, когда снега много?», «Для лисицы снег — друг или враг?» в хрестоматии. Далее можно поговорить о том, что известно детям о жизни лося зимой. В ходе беседы отмечается, что бурая толстая шкура, хотя и не пушистая, надежно защищает его от мороза. К тому же лоси прекрасно научились пользоваться для защиты от холода снегом. Лежка лося — это яма в снегу с заледеневшими стенками, подтаявшими от тепла его большого тела. По форме она напоминает корыто, на дне которого животные прячутся от зимней стужи. При небольшом снеге они передвигаются легко. Но когда глубина снега больше чем полметра, ходить им тяжело. Но самое страшное для лосей, когда поверхность снега после оттепели покрывается твердой ледяной коркой — настом. Наст ломается под тяжестью огромного зверя. Лоси режут ноги об его острый, как лезвие ножа, отломанный край. Таким животным трудно спастись от хищников.

Обсуждая вопрос о зимовке белки, важно отметить, что от мороза ее защищает легкая серая шубка да большое теплое гнездо. Строит его белка на дереве из толстых и тонких сучков и прутиков. Щели между ними плотно конопатит мхом. Внутри выстилает сухой травой и лишайником, а круглый вход затыкает пучком мха. Даже в самые трескучие морозы крепко спит белка в своем гнезде, как в теплой лесной избушке. А прокормиться помогают запасы, сделанные на зиму.

ДМ (парная работа). Сравниваются следы на снегу разных животных (правая полоса правого разворота учебника). Каждая пара подготавливает рассказ на одну из тем («Как отличить на снегу следы лося от следов кабана?», «Как отличить на снегу следы зайца от следов лисы?», «Как отличить след передней лапы медведя от следа задней?», «Как отличить след задней лапы зайца от следа передней?») и зарисовывает следы на снегу того или иного животного (кто на доске, кто на большом листе бумаги). Затем «экскурсоводы» рассказывают остальным о своих открытиях.

После ответов детей обратите их внимание на рисунки-подсказки левой полосы разворота, которые помогут им ответить на вопросы: каким животным зимой нужна помощь людей? Почему? Почему нельзя забирать орехи из дупла? В ходе беседы ученики подводятся к выводу, что в зимнюю пору дикие животные нуждаются в подкормке. Люди, заботящиеся зимой о лесных жителях, развешивают заготовленные с лета пучки лиственных растений, раскладывают сено, овощи, разбрасывают большие куски соли.

Подводя итоги урока, не забудьте порекомендовать детям (если возможно, т. е. если недавно выпал снег и климатические условия позволяют детям понаблюдать за животными на улице), обратить внимание на следы домашних животных (кошки, коровы, собаки).






Для любых предложений по сайту: [email protected]