Как помочь птицам зимой - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УРОКАМ

Окружающий мир 1 класс - поурочные разработки

Как помочь птицам зимой - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УРОКАМ

Задачи этого и последующих уроков: обобщить жизненные наблюдения детей за зимующими птицами (виды зимующих птиц); воспитывать ответственное отношение к природе на примере посильной для детей помощи птицам (подкормка зимующих птиц) в декабре—январе—феврале.

Урок начинается с работы над разворотом учебника «Как помочь птицам зимой». Школьники рассматривают общий рисунок и называют птиц, которые на нем изображены. В ходе беседы важно отметить отличительные черты разных птиц. Безусловно, это вызовет некоторые затруднения у учащихся, поэтому уточнить ответы помогут рассказы «Почему птицы зимой перебираются ближе к жилью человека», «Зимние гости» из хрестоматии. Учитель читает рассказы, а дети рассматривают птиц на рисунках в хрестоматии и соотносят их с рисунками учебника. После чтения важно уточнить, какие из птиц живут в ваших краях постоянно, а какие прилетают на зимовку. Когда в ваших краях появляются первые стайки зимующих гостей (снегирей, щуров, свиристелей, чечеток)? Пусть ученики поделятся своими наблюдениями: где ночуют птицы? Как ведут себя во время морозов? Отвечая на последний вопрос, дети отмечают, что птицы нахохливаются. Почему это происходит? Поясните ребятам, что птицы нахохливаются, чтобы согреться. Тепло сохраняют как сами перья, так и воздушная прослойка между ними. Когда холодно, птицы поднимают перья и толщина «воздушной шубы» увеличивается.

ДМ. Игра «Да — нет». Цель игры: обобщить признаки, по которым из всех животных выделяется особая группа — группа птиц.

Методика проведения. Учитель перечисляет признаки животных, и если признак характеризует птицу, которую они знают, учащиеся хлопают в ладоши. «Тело покрыто шерстью. Тело покрыто перьями (+). Есть зубы. Есть клюв (+). Крылья заменяют передние конечности (+). Отыскивают пищу с помощью клюва и лап (+). Две пары ног. Есть клыки. Длинный пушистый хвост. Перья на хвосте отличаются особой длиной (+). Перья на голове отличаются особой длиной (+). Эти животные летают (+), плавают (+), издают звуки (+), бегают (+), зимуют с нами (+), улетают зимой в теплые края (+)».

После игры учитель просит объяснить, почему дети хлопали тогда, когда говорилось, что эти животные «улетают от нас зимой в теплые края», и тогда, когда говорилось, что «зимуют с нами»?

Далее обсуждается вопрос: почему птицы зимой перебираются поближе к жилью человека? Можно прочесть рассказ из хрестоматии на эту тему. Делается вывод, что «легче раздобыть пищу». Какой корм едят птицы? А знают ли ребята, почему рябину называют природной кладовой для птиц? Выслушав ответы, учитель читает рассказы «Тайны рябинового пира» и «Почему свиристели зимой в обморок падают» в хрестоматии.

Особая роль отводится разговору о том, почему надо помогать птицам зимой. Эта не просто тема для разговора. Это призыв к непосредственному участию детей в природоохранительных мероприятиях. Обсуждается проблема: как мы это будем делать?

В учебнике (правая полоса) рассматриваются рисунки кормушек, выбираются кормушки, которые учащиеся смогут делать на уроках трудового обучения.

Решается проблема: какой корм будем подсыпать в кормушки? Ответ ученики найдут в рассказе «А чем ты птиц зимой угощаешь?».

Впоследствии во время наблюдений за поведением птиц у кормушек можно раскрыть детям некоторые «тайны» жизни птиц. Если увидите с Учениками воробьев у кормушки, обратите внимание ребят на то, что, найдя крошку хлеба, воробьи начинают громко чирикать, будто созывая всю стаю. И стая прилетает, а этот воробей может остаться без еды — крошку отнимут более проворные птицы.

Можно прочесть детям удивительный рассказ Ю. Дмитриева о воробьях.

«Долго люди не могли понять, для чего воробей кричит о своей находке. Ну, если еды много, понятно. Но он кричит и когда найдет самую малость. Зачем? Поведение воробьев на первый взгляд кажется неразумным. Но так уж повелось испокон веков. И возможно, поэтому они и существуют на земле. Птицам, как правило, очень трудно прокормиться. Аппетит у них огромный, а еды, особенно зимой, мало. От холода и голода из каждой сотни мелких птичек гибнет приблизительно девяносто! Возможно, их гибло бы и больше, если бы им не помогал «разговор о еде». Весь день птички шныряют в поисках еды. День зимний короткий. Но вот одной птичке повезло — нашла еду. Если она съест одна, остальным придется плохо. Но среди птиц нет «эгоистов»: нашла еду и сразу сообщает остальным. Ну а если еды мало, она все равно зовет остальных, потому что птицы не могут сообразить, хватит тут еды или нет».

В заключение урока выполняется задание 28 в Тетради для самостоятельной работы.






Для любых предложений по сайту: [email protected]