Как зимуют травы, кустарники и деревья - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УРОКАМ

Окружающий мир 1 класс - поурочные разработки

Как зимуют травы, кустарники и деревья - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УРОКАМ

Задачи урока: расширить знания учеников о жизни деревьев и кустарников в зимний период, познакомить учащихся с особенностями жизни травянистых растений зимой, продолжить формирование умения делать выводы из наблюдений, рассмотреть внутреннее строение почек; формировать навыки чтения на материале урока.

До этого урока в один из погожих зимних дней целесообразно провести урок-экскурсию на учебно-опытный пришкольный участок (в поле, лес). Дети должны быть тепло одеты, иметь теплые варежки, лопатки. Настроить учащихся на наблюдения можно, используя высказывания В. Бианки: «Всю-то долгую зиму глядишь на засыпанную снегом землю да невольно и задумаешься: что там под ним, под этим холодным сухим морем снега? Осталось ли там, на дне его, хоть что-нибудь живое?».

Учитель просит ответить на поставленный вопрос. Учащиеся уже знают, что под опавшей листвой зимуют насекомые, а в норках проводят зиму жабы, ящерицы. А остались ли на дне «снежного моря» травы? Кто-то из ребят может сказать, что травы еще осенью рассеяли свои семена и умерли. Но так ли это? Школьники могут обнаружить сухие стебли с плодами, в которых все еще находятся семена. Можно собрать зимние семена и заложить длительный эксперимент: посадив их в горшочек с землей, проверить — живо ли растение. Затем желательно подойти к делянке с озимыми и познакомить детей с другой формой зимовки однолетних растений. Озимую пшеницу сеют осенью. Вскоре появляются всходы. Пшеница подрастает, кустится и в таком виде перезимовывает под снегом.

Весной она продолжит рост и к концу лета принесет урожай. По возможности ученикам показывают, как зимуют многолетние растения (турецкая гвоздика, флоксы, ирисы и др.). Раскопав снег лопаточкой, ученики находят зеленые побеги этих растений. Если есть возможность, можно раскопать снег в саду или на огороде. Открытием для ребят станет то, что на дне «снежного моря» зеленеет земляника, одуванчики, подорожник, щавель, кошачья лапка и другие растения.

Во время наблюдений целесообразно рассказать о том, почему зеленые листья не погибают в зимнюю стужу. (Под снегом не бывает сильного мороза. Снежная шуба защищает землю от зимней стужи. Учитель обращает внимание учащихся на деревья и кустарники, растущие возле школы. Как они выглядят? Есть ли на них листья? Засыпаны ли они снегом?)

Урок по теме «Как зимуют травы, кустарники и деревья» начинается с того, что ученики рассматривают центральный рисунок разворота на с. 42—43 и отвечают на вопрос, что увидели Маша и Миша под снегом в поле, саду и лесу. Учитель предлагает прочитать в хрестоматии рассказы «Умирают ли на зиму травы?» и «Можно ли под снегом увидеть цветущие растения?» Далее обсуждаются вопросы: как живут деревья зимой? Как они защищаются от холода? Об этом учащимся может рассказать учитель, используя следующий материал: «Все лето деревья с усердием запасают в стволах и ветвях соки на зиму (для учителя — крахмал). Соки дерева становятся густы ми-густыми, и движение соков замедляется. Дерево словно бы засыпает. Создав запасы такого питания, дерево готово выдержать небольшие морозы. Первые морозы закаляют его, делают еще выносливей: сок дерева еще больше густеет. И деревья впадают в настоящую спячку, как суслики, бурундуки, сурки. Чем холоднее, тем глубже спячка, покой у деревьев. И дышат деревья зимой в двести-четыреста раз слабее, чем летом».

(По Г. Граубину)

На предыдущих уроках уже шла речь о том, как можно помочь зимующим птицам, лесным зверям. А как можно помочь деревьям зимой? Подсказку ученики найдут на рисунке на правой полосе разворота. (Папа Маши и Миши в саду стряхивает снег с веток деревьев.) Зачем он это делает? (Снег очень тяжелый и может легко поломать ветки.) Затем учащимся предлагается подумать над вопросом, остаются ли деревья на зиму без листьев. Школьники вспоминают, что хвойные деревья (ель, сосна) остаются на зиму с листьями-хвоинками. Лиственные деревья и кустарники сбрасывают листву в период листопада. Но следующая часть урока таит для учащихся немало открытий. Учитель обращает внимание ребят на рисунок на левой полосе разворота, на котором дети видят лупу, веточку с почками и раскрытую почку. Это призыв к практической работе: надо через лупу рассмотреть заранее вскрытую учителем почку дерева. Оказывается, что хотя лиственные деревья и кустарники осенью сбросили листву, но без листьев они не остались. Маленькие листья в зачаточном состоянии спрятаны в почках. В тетради ученики рисуют вскрытую почку, которую они наблюдали.

Еще одно открытие ожидает ребят при ответе на вопрос, когда закладываются на ветках почки. Одни учащиеся предполагают, что это происходит зимой, другие — осенью, третьи — летом. Но ни одно из предположений не верно. Учитель может рассказать детям, что почки закладываются весной, когда на ветвях появляется молодая листва. Молодые листочки растут, а вместе с ними растут и почки на ветках. К осени эти почки успевают покрыться плотной чешуей, подготовиться к зиме. А весной эти почки распустятся и образуются новые почки.

Далее учитель обращает внимание детей на значок «Длительное наблюдение», которое ученики начинают в этот день, опуская веточки с почками в баночки с водой.

Обобщить изученное на уроке поможет текст учебника (правая сторона разворота), который дети читают самостоятельно или при помощи учителя.






Для любых предложений по сайту: [email protected]