Учимся различать деревья и кустарники зимой - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УРОКАМ

Окружающий мир 1 класс - поурочные разработки

Учимся различать деревья и кустарники зимой - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УРОКАМ

Задачи урока: показать учащимся возможность и зимой определять разные виды деревьев и кустарников по силуэтам, коре, почкам, плодам; воспитывать культуру поведения в природе, бережное отношение к ней; использовать раздаточный материал плодов деревьев для развития познавательного интереса учащихся к изучению предмета.

Урок начинается в классе с работы по учебнику (разворот «Учимся различать деревья и кустарники зимой»). Задание для учеников: рассмотрите рисунок, опишите крону каждого из деревьев, чем они похожи, чем отличаются? Напоминаем детям, что крона дерева — это его верхняя разветвленная часть. В ходе беседы отмечаем, что у березы стройный ствол и крупные боковые ветви, отходящие под острым углом. Молодые веточки березы тонкие, свисающие вниз. Белая кора деревьев имеет черные штрихи. У дуба могучий ствол, кряжистые толстые ветви, кора вся в глубоких морщинах. Ветви клена прямые, крепкие. У липы ствол черный, чуть морщинистый с крепкими толстыми ветвями. Ветки липы растут зигзагами: боковые ветви ствола опускаются вниз, а наверху опять поднимаются. У тополя веточки будто бы устремлены ввысь. Рябина — небольшое дерево с ажурной кроной. Ее нетрудно узнать не только по силуэту, но и по плодам, которые украшают дерево и зимой.

А как можно отличать деревья по плодам? Это вопрос, на который дети ответят в процессе практической работы с природным материалом. Дети, работая в парах, рассматривают плоды деревьев: липы, рябины, березы, клена, вяза, и составляют план ответа. Когда работа заканчивается, заслушиваются ответы учащихся. Отмечается, что плод березы напоминает бабочку (семя находится в середине, а два овальных крылышка — по бокам). У плодов вяза семя находится в центре кружочка-крылышка. У клена имеется по два плода с однобокими крылышками, обращенными друг к другу. У крылышек один край округлый и тонкий, а другой — прямой и толстый. У рябины гроздья оранжевых ягод. Плоды липы — орешки, размером с горошину, подвешены к широкому крылышку, с помощью которого они отлетают от материнского растения. Учитель может обратить внимание учащихся (если этот раздаточный материал подготовлен заранее на уроке-экскурсии в осенний лес), что у разных липовых «вертолетиков» разное число плодов-«пассажиров». У одних под крылом висит один плод, у других — два или три, а у некоторых — пять, шесть и даже больше. И самое интересное, что вырастают они на одной липе.

Далее советуем поработать с хрестоматией. Рассказ «Как зимой узнать деревья» обобщит сказанное на уроке ранее.

Обсуждаются также вопросы в конце текста: красив ли зимний сад? Можно ли отличить яблоню от вишни? Сирень от черемухи? Эти растения отличаются не только по силуэтам, но и по почкам, что позволяет перейти к знакомству с особенностями почек разных растений. Учитель предлагает рассмотреть рисунки веточек и почек разных растений (правая полоса разворота). Дети отвечают на вопросы: как отличить калину от ольхи, иву от черемухи по их почкам? (Почки калины плотно прижаты к стеблю, словно приросли к нему. Их верхушки закруглены, и они похожи на капельки воды. Необычны почки у ольхи. Каждая сидит на особой ножке, как на подставке. У всех видов ив почки прикрыты всего одной гладкой чешуйкой, напоминающей колпачок. Черемуху нетрудно узнать по острым, как шило, почкам, плотно прижатым к ветвям.) Похожа ли почка крыжовника на почку рябины? (Нет, у рябины почки крупные, продолговатые, почечные чешуи опушенные. Почки крыжовника от них отличаются и по форме, и колючкам у основания.)

Деятельность, которая была начата детьми на уроке, может быть продолжена в природе на уроке-экскурсии. Учитель предлагает отправиться на экскурсию, взять с собой один учебник и, используя иллюстрации, попытаться узнать деревья и кустарники по их силуэтам. В сельской местности экскурсию можно провести на школьном дворе или на улицах села. В условиях города экскурсия может быть проведена в лесопарке, сквере, городском парке недалеко от школы, на пришкольном участке.

Учитель проводит инструктаж о правилах поведения во время экскурсии: при продвижении по маршруту не забегать вперед, но и не отставать, продвигаться парами, разговаривать тихо, не кричать, все время держать друга в поле зрения (учитель определяет, кто за кого отвечает во время продвижения по маршруту), во время беседы стоять полукругом на расстоянии вытянутой руки от учителя.

Во время проведения экскурсии учитель подходит с учениками к тому или иному растению, учит детей на практике различать деревья и кустарники, обращая внимание на силуэт кроны, цвет коры, внешний вид почек. Так, подойдя к березе, советуем внимание ребят обратить на белый цвет коры дерева. Это объясняется наличием в ней белого красящего вещества (бетулина). Если провести по стволу темной рукавичкой, на ней появится белый налет, как будто прислонился к побеленной стене. А почему на стволе березы видны темные черточки, которые идут поперек ствола? Оказывается, это чечевички — специальные отдушины, через которые летом проходит воздух к живым внутренним тканям ствола березы. Сама береста для воздуха непроницаема. Не будь чечевичек, дерево буквально задохнулось бы. Но на зиму чечевички наглухо запечатываются — в холодное время года дерево почти не дышит. Если на экскурсии встретится по пути дуб, советуем обратить внимание на его ветки. Почему у дуба ветки корявые? Ответ на этот вопрос дан в соответствующем рассказе в хрестоматии. Учитель может его пересказать детям, а также посоветовать перечитать дома в свободное время. Вы также можете заметить еще одну любопытную особенность дуба: некоторые из деревьев и зимой стоят с бурой листвой. Почему? Объяснить это явление школьникам можно так: разгадка кроется в родословной дуба. Многие его родственники, обитающие в субтропиках, остаются зелеными и зимой. Наш дуб унаследовал от них эту способность, но климат не позволяет нашему дубу зимой «зеленеть», листья гибнут от холода и теряют зеленый цвет. Возможно, вы увидите на экскурсии вяз. Издали это дерево похоже на дуб. Но когда присмотритесь внимательней, то увидите его особенности. У вяза крупные боковые ветви отходят от главного ствола под острым углом. Молодые веточки расположены густо и придают дереву «пушистый вид». У вяза древесина такая плотная, что, когда приходится рубить дерево, топор прямо-таки «вязнет» в ней. Оттого дерево и получило свое название. Осину можно узнать по гладкому и очень зеленому по сравнению с другими деревьями стволу. Он у нее ровный и только на самом верху разрастается шапкой курчавых ветвей. Лиственница — хвойное дерево. Ученики уже знают, что она сбрасывает на зиму хвоинки, за что и получила свое название. Зимой лиственница стоит голая, с растопыренными черными ветвями. Узнать ее можно по оставшимся на ветках большим круглым шишкам. По возможности желательно подвести учащихся к ели и сосне и научить различать эти деревья не только по форме кроны, но и по хвое. У сосны иголочки-хвоинки гораздо длиннее и мягче, сидят парами, а у ели они короткие, колючие и прикреплены поодиночке. У сосны шишки небольшие, с одного конца заостренные. А у ели — длинные, ровные, большие. А если встретится по пути можжевельник, непременно подведите ребят к этому кустарнику. Это единственный хвойный кустарник, который растет в наших лесах. Хвоинки можжевельника не похожи на хвою ели и сосны. Они плоские, колючие, сизо-зеленого цвета. Сидят они на веточках по три вместе.

Узнавать деревья и кустарники зимой в природе можно и по запаху древесины. Особенный запах у древесины дуба — густой и терпкий, чуть-чуть с кислинкой. Специфический запах у можжевельника. Если удастся найти засохший экземпляр, на котором не осталось хвои, можно отломить веточку и предложить учащимся определить, чем пахнет поверхность излома. Запах приятный, одним он напоминает запах моркови, другим — древесины некоторых карандашей. Характерный «карандашный» запах — отличительная черта можжевельника. Своеобразный, чуть-чуть «дегтярный» запах имеет древесина осины. По запаху почек можно узнать черную смородину. Они пахнут очень приятно. А вот у почек бузины запах неприятный. Своеобразный запах у клейких заостренных почек тополя. Сами почки шерстисто-пушистые, покрытые крупными коричневыми чешуями. Сидят почки на веточках поочередно: одна справа, другая слева, следующая справа и так до самой верхушки. Необычны почки у крушины ломкой. У них нет почечных чешуй. Каждая почка — пучок крохотных бурых зачатков листьев. Будущие листья зимуют совершенно открыто. Наступит весна, и крохотные бурые листовые зачатки превратятся в обычные зеленые листья. У других наших деревьев и кустарников зачатки листьев спрятаны внутри почек под футляром из плотных чешуй.






Для любых предложений по сайту: [email protected]