Какие растения весной цвести торопятся - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УРОКАМ

Окружающий мир 1 класс - поурочные разработки

Какие растения весной цвести торопятся - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УРОКАМ

Задачи урока: уточнить и обобщить знания первоклассников о жизни растений весной, познакомить с раннецветущими растениями, выяснить причины раннего цветения растения, научить отличать некоторые раннецветущие растения от остальных растений, продолжать воспитание чувства ответственности за природу, формирование навыка чтения на материале урока.

Организовать работу в классе поможет соответствующий разворот в учебном пособии. Учитель объявляет тему урока, просит рассмотреть центральный рисунок, «сесть» в вертолет и ответить на вопрос: «Увидишь ли ты с вертолета, какие деревья цветут ранней весной?». Отмечается, что с вертолета можно увидеть изменение окраски кроны деревьев и кустарников в особые мягкие тона, которые не встретишь летом. Ивы и орешник издали кажутся желтоватыми шарами, у осины нежный зеленоватый цвет. Лишь спустившись на вертолете на землю, можно с Машей и Мишей (используя рисунки-подсказки правой полосы разворота) рассмотреть цветущие деревья и кустарники и отметить, что деревья цветут, но листьев на них нет. На разных растениях сережки разные: на одних желтоватые, на других — зеленоватые. На голых веточках ивы видны «пуховки» — пушистые сережки. Распустились первые цветки и на голых веточках орешника. Гибкие серые хвостики свешиваются с них. Может, кто-то из детей знает, что если толкнуть такой хвостик, то в воздухе появится легкое желтое облачко пыльцы, которое быстро рассеивается. И вот что удивительно: на тех же веточках орешника есть и другие цветки. Эти сидят парами. Их можно принять за почки, только из верхушки каждой почки высунулось по паре ярко-розовых ниточек-язычков. Эти язычки ловят пыльцу, которая летит по ветру с других кустов орешника. Отцветет орешник. Отвалятся сережки. Засохнут розовые ниточки странных цветков-почек. Но каждый такой цветок превратится в орех. На веточках осины тоже весной появляются многочисленные сережки. В начале они короткие, плотные, как комки. Затем они удлиняются, повисают и становятся похожими на толстых волосатых гусениц.

Беседу по рисункам продолжает работа с хрестоматией «Где искать первые весенние цветы». (Если в это время года возможна прогулка с детьми в лес, то обращаем их внимание на то, что цветут деревья и кустарники ранней весной до распускания листвы. В это время ветер свободно гуляет между ветвями растений. При малейшем его порыве с деревьев и кустарников поднимается легкая пыльца и далеко разносится ветром.)

Однако на уроке мы «возвращаемся» на лесную поляну и «спешим» к брату и сестре, которые рассматривают травянистые растения. Рисунки-подсказки (на правой полосе) позволяют рассмотреть эти растения и узнать их названия.

Могут ли узнать ученики раннецветущие растения? Выполняется задание 33 в Тетради для самостоятельной работы: «Выбери рисунки растений, которые можно увидеть цветущими ранней весной. Подпиши их<названия (можно цифрой). Раскрась рисунки, если знаешь, как выглядит цветок растения». Если ребенок не помнит, как выглядит цветок растения (или никогда этого и не знал), можно использовать рисунки правой полосы разворота учебника.

ДМ. Экскурсия в «музей первоцветов». Каждый ребенок — экскурсовод, который рассказывает, почему он так раскрасил тот или иной цветок растения.

Далее на уроке ученики вместе с учителем помогают Маше ответить на вопросы Миши. Первый из них: почему первые весенние цветы получили свои названия? О тайнах названия первоцвета дети узнают из рассказа «Секреты первоцвета» (хрестоматия), а перелески — из рассказа «Почему у перелески такое имя?». Внешний вид хохлатки подскажет ребятам тайну ее названия. У хохлатки цветки небольшие, собранные в нарядную кисточку. И у каждого цветка будто небольшой хохолок. Потому ее и называют хохлаткой. Цветки ветреницы на тоненьких стебельках покачиваются от слабого ветерка, поэтому она так и называется. Мать-и-мачеха получила название из-за особенностей своих листьев, которые появляются значительно позднее цветков (спустя несколько недель). Каждый лист крупный, широкий, как ладонь и даже больше. Верхняя сторона его совершенно гладкая и оттого на ощупь холодная. Нижняя сторона листа, покрытая волосками, мягкая и теплая. Из-за этого растение и получило название: теплая сторона напоминает о материнской ласке, а холодная — о суровости мачехи.

Следующий вопрос Миши: почему эти травянистые растения уже цветут? Растения, которые зацветают ранней весной в лесу, светолюбивы и потому развиваются, пока деревья не оделись листвой, которая заслонит свет. Какие же особенности позволяют им так рано зацветать, ведь большинство травянистых растений цветет летом? Оказывается, раннецветущие растения готовятся к цветению под снегом. Снег защищает их от холода. Конечно, с нашей точки зрения, там не так уж и тепло — около нуля градусов (это та температура, при которой лужи замерзают). Но растениям много и не нужно. Главное, чтобы почва не промерзала. А если и промерзнет, тоже не беда. Все эти растения хорошо переносят морозы, потому что в их соке много сахара. Сахарные растворы во время небольших морозов не замерзают.

Еще один вопрос Миши: неужели первым весенним цветам не холодно? Конечно, раннецветущим растениям холодно, но они, как могут, защищаются. (Подробнее об этом в рассказе в хрестоматии «Неужели первым весенним цветам не холодно?».) Прочитав рассказ, учитель просит ответить на предложенный вопрос. Далее обсуждается последний вопрос Миши: можно ли собрать маленький-маленький букетик первоцветов? Заслушиваются ответы учащихся, уточнить их поможет рассказ в хрестоматии «Тайны ветреницы», а затем подводятся итоги урока.






Для любых предложений по сайту: [email protected]