Окружающий мир 1 класс - поурочные разработки
Наша родина — Россия - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УРОКАМ
Задачи уроков: беседа о РОДИНЕ, цель которой — воспитание у детей уважительного отношения к родному краю, чувства гордости за свое государство, уважения к государственным символам России (герб, флаг, гимн); продолжить развитие умений устанавливать причинно-следственные связи, работать с картой.
Уроки целесообразно провести накануне 12 декабря — дня Конституции.
Первый урок по теме можно начать с беседы о родном крае. Где мы живем? У каждого населенного пункта есть свое название. Может быть, известно его происхождение? Это тот урок, когда следует об этом поговорить. Многие названия связаны с географическим положением. Например, село Мирное, где живут Маша и Миша Ивановы, получило название от речки Мирной, а улица Знаний — в честь первого маленького дома-школы, который был построен еще дедушками и бабушками детей и на месте которого стоит сейчас их школа. Названия поселка (города), парков, улиц, домов могут нам рассказать много интересного о жизни наших предков, родителей, бабушек и дедушек. Можно продолжить беседу о труде жителей родного края школьников, о природе.
Первая часть беседы завершается вопросом: «А знают ли они (дети), как величают нашу Родину, где все мы живем, где находится и наш поселок (город, село), и село Мирное, где живут наши друзья?».
Далее можно перейти к последовательной работе с текстом, помещенном в учебнике по теме «Наша родина — Россия» (с. 64). Читаются первые три строки: «Наша страна называется Россией. Велика Россия. Ее границы простираются от Северного Ледовитого океана до Черного моря, от Балтийского моря до Тихого океана». После чтения этих строк учителем, а затем и детьми, учитель просит всех «сесть» в вертолет, рядом с Машей и Мишей, и попытаться увидеть с вертолета всю нашу страну от Северного Ледовитого океана до Черного моря, от Балтийского моря до Тихого океана. Как правило, дети верно отвечают на этот вопрос: с борта вертолета они могут увидеть только то, что внизу течет большая река, растут хвойные и лиственные деревья, а вдали видны горы. А всю страну они увидеть не могут, она очень, очень большая. Далее можно предложить школьникам найти по «карте» Северный Ледовитый океан, Черное море, Балтийское море, Тихий океан и определить (очень приблизительно), где находится их поселок.
Продолжая урок, учитель сам зачитывает строки из учебника: «Мы все — россияне! Мы — это русские, татары, башкиры, коми, чуваши, удмурты, марийцы (если в классе есть дети других национальностей, учитель продолжает список, например, евреи, украинцы, белорусы, ненцы и т.д.)... — всего 128 разных народов. Нас очень много — 145 миллионов». Обязательно нужно рассмотреть национальные костюмы, в которые одеты дети (левая полоса разворота). Дети одеты в татарский, марийский, башкирский костюмы, Миша в расшитой русской рубашке, а ребенок с собачкой приветствует нас в костюме коми. Хорошо, если на этом уроке учитель сможет показать школьникам настоящие национальные костюмы, которые все еще есть у их бабушек.
Читаем строки дальше: «Столица нашей родины — Москва». Разговору о столице мы посвятим отдельный урок. Поэтому сразу переходим к рассмотрению и разъяснению значимости государственных символов. Как и все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы — герб, флаг и гимн. Гимн — торжественная песня, которая исполняется в особо торжественных случаях: во время государственных праздников, подъема Государственного флага Российской Федерации, на торжественных собраниях, во время спортивных соревнований. Новый год в нашей стране для всех людей начинается с Государственного гимна России, который звучит сразу после того, как часы на Спасской башне Московского Кремля пробьют 12 раз и известят о начале Нового года.
При исполнении гимна любой страны люди встают, мужчины снимают головные уборы. Так они проявляют уважение к стране, чей гимн звучит. В качестве примера можно привести иллюстрацию на левом развороте учебника (с. 66—67). Наши спортсмены выиграли золотые медали на Олимпийских играх. Звучит гимн нашей страны, все стоя и без головных уборов приветствуют победителей, а над ними поднят вверх трехцветный российский флаг. (Для учителя. Исторически расположение цветов идет снизу вверх: КРАСНЫЙ — СИНИЙ — БЕЛЫЙ. Детям это можно пояснить так, что во все времена цвету придавали особый смысл. Красный — это земля — подвиг — праздник — торжество. Наличие красного в государственном флаге означает утверждение государственной власти на земле и готовность отстаивать землю в подвиге. Синий цвет (в историческом смысле) означает распространение государственной власти на водные, морские просторы. Белый цвет означает чистоту помыслов государства — то, что это «хранимая Богом родная земля». Можно обратить внимание детей на то, как красивы эти цвета в природе (голубой — небо над головой, цвет воды в озере; красный — окраска цветущих растений, поспевших плодов, красивых насекомых; белый — цвет чистого-пречистого снега). Цвета государственного флага не случайны и связаны с народными представлениями о красоте. В народных костюмах (обращаем еще раз внимание на костюмы детей) белый, синий и красный цвета встречаются наиболее часто.
При знакомстве детей с гербом надо сказать, что он очень красив. Им можно любоваться: герб похож на солнце с солнечными лучами-крыльями гордой и независимой ни от кого, всевидящей двуглавой птицы. Золотой двуглавый орел правой лапой сжимает скипетр — жезл — символ власти, в его левой лапе — держава, т.е. Земля, земной шар. Над головой орла мы видим короны. Но наш герб не только очень красив. Он — символ Государства Российского. И его нужно грамотно понимать: в давние времена корона, скипетр и держава считались знаками царской власти. Сегодня мы уважаем наш герб как историческое прошлое нашей Родины и как символ единого Российского государства, объединяющего всех россиян под едиными коронами. Далее возвращаемся на с. 65 и просим детей найти герб и флаг России. Можно сообщить детям, что герб и флаг России мы видим на Доме Правительства Российской Федерации (Белый дом), а флаг с гербом — на Резиденции Президента (это дом, где работает наш Президент). Российский флаг с гербом в центре веет над Резиденцией в государственные праздники (например, в день Конституции).
Далее вновь возвращаемся к гимну России. Сообщаем детям, что автор самой торжественной мелодии — композитор А. Александров, а автор текста — С. Михалков. Целесообразно, следуя заданиям учебника, прочесть отрывок из Государственного гимна, а затем выделенные строки:
«От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля».
Можно спросить детей, как они понимают эти строки гимна. При ответе на вопрос школьники могут вернуться к «карте» и еще раз рассказать о том, что наша страна очень большая. Ее покрывают леса, поля, реки, горы, озера.
Продолжение разговора о гербе целесообразно провести, рассматривая иллюстрации правой полосы разворота учебника (с. 67).
Учитель просит детей рассмотреть рисунки старинных русских монет (на них тоже имеется герб — двуглавый орел со скипетром и державой — символ принадлежности денежного знака к Государству Российскому) и аверс (лицевая сторона монеты) современного рубля: на нем также двуглавый орел. Рассматриваем и старинную копейку (на рисунке она под лупой) и сравниваем ее с современной копейкой. На той и другой монетах — всадник с копьем. Копейка вошла в обращение на Руси очень давно (информация для учителя: в XVI веке) и получила свое название по изображенному на ней всаднику с копьем (отсюда название копейка). Всадник с копьем — это Святой Георгий Победоносец, который поражает дракона (зло) своим серебряным копьем. Верный конь воина помогает ему, топчет дракона копытами.
Следующий момент урока очень ответственный. Дети должны при помощи учителя прийти к открытию того, что монета имеет свой «язык», что она может рассказать не только о том, какому государству она принадлежит, но и о том, как государство относится к охране родной природы. (Через разговор о символике мы возвращаемся к экологической проблеме бережного отношения к природе.) Для этого еще раз рассказываем, что на лицевой стороне монеты любой страны самая важная информация. Герб двуглавого орла или Святого Георгия Победоносца говорит о том, что монета принадлежит нашей родине, имя которой Россия. Целесообразно внимательно рассмотреть реверсы (оборотная сторона монеты) юбилейных монет. На них изображены: сапсан (орел), зубр, амурский тигр, черноморская афалина (дельфин), гималайский медведь, среднеазиатская кобра, краснозобая казарка, джейран (антилопа), фламинго. О чем это говорит? Это говорит о том, что наша страна (т.е. и мы с вами) берет на себя ответственность за сохранение этих животных.
Урок можно закончить прослушиванием первого куплета и припева гимна (если учитель имеет такую возможность). Исполнение гимна учитель и дети выслушивают стоя. Если такой возможности учитель не имеет, можно торжественно зачитать первый куплет и припев гимна. Дети слушают чтение учителя стоя.
Примечание. Авторский коллектив комплекта благодарит художественного редактора Сергея Цедилова, который подал и реализовал прекрасную идею использования его личной коллекции «Монеты России» для иллюстрации редких животных Красной книги России.