Природа и мы - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УРОКАМ

Окружающий мир 1 класс - поурочные разработки

Природа и мы - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УРОКАМ

Задачи урока: первая встреча детей с термином «экология»: усвоение термина на уровне понимания того, что экология — наука, которая старается ответить на вопросы, как все живые организмы связаны между собой и с окружающей средой. А эколог — это профессия человека (дети знают термин «профессия» на уровне понимания профессии врача, учителя, агронома); запоминание того, что человек и его отношение (бережное или плохое) к окружающей природе влияет на то, будут ли жить или исчезнут растения, насекомые, птицы, рыбы, звери.

Урок можно начать с вопросов учителя о взаимоотношениях живых организмов с окружающей их средой через примеры, которые дети могут объяснить. Например: в этом году в вашем крае неурожай (или урожай) яблок, грибов, кедровых, орехов, озимых и пр. Можно задать детям вопрос, почему в этом году так мало грибов (орехов, яблок)? Дети наверняка слышали от взрослых о том, что грибов в этом году не будет, — сушь, нет дождей. Или учитель вместе с детьми может выявить влияние зимы (мороз погубил некоторые садовые растения, отсутствие снега повлияло на озимые и пр.) и запоздавшей весны на жизнь известных им растений.

Далее учитель может сам рассказать детям о том, что температура, влажность, свет — важнейшие условия для жизни животного и растительного мира, которые соединены друг с другом сложной связью. Животные зависят от растений. Гибнут растения, часто погибают и животные. Улитка питается листьями. Птица питается улитками. Лиса питается птицами... Жара, нет дождей. Пересыхают водоемы, гибнут кустарники и деревья, а вместе с ними и улитки. Голодают птицы, которые питаются улитками, и улетают в поисках пищи к другим водоемам. Уходит из этих мест и лиса. Гибнет рыба, нечем питаться уткам и чайкам. Ученые-экологи изучают и выясняют, что благополучие лисы в этой местности зависит от... улитки.

Далее можно прочесть статью «Это должен знать каждый!» из хрестоматии и провести беседу о том, как мы можем помочь природе. Уборка лесного (паркового) участка только от брошенных пакетов даст возможность прорасти семенам многих растений, которые занесены в Красную книгу охраны природы России (башмачок настоящий или венерин, водяной орех или чилим, тюльпан). Можно спросить учащихся: «Как они думают, почему книгу, куда заносят названия животных и растений, которые находятся под угрозой исчезновения, назвали КРАСНОЙ, а не зеленой или синей?». (Красный цвет — цвет запрета, понятный людям всего мира. Нельзя переходить улицу на красный цвет светофора, это опасно. Нельзя заходить к кабинет к врачу, если над дверью горит красная лампочка: врач занят и оказывает помощь больному. Пожарная машина окрашена в красный цвет, чтобы ее было видно издалека.) Далее можно продолжить разговор о посильной помощи природе со стороны детей. Зимняя подкормка дает возможность многим зимующим мелким птицам пережить самый трудный период; искусственные гнездовья (скворечники, синичники, дуплянки) позволяют в два раза увеличить численность насекомоядных птиц в парках, садах, лесах, что спасет деревья от вредителей. Наиболее активные защитники леса — рыжие лесные муравьи. Они спасают деревья от прожорливых гусениц непарного шелкопряда. Можно выставить запретные знаки, предупреждающие о том, что муравейник под защитой юных «экологов» — защитников леса, провести беседы со взрослыми, которые иногда разоряют муравейники, считая, что они не приносят пользы их садам. Неоценимую помощь науке оказывают школьники, которые, выявляя колонии (большое количество) гнездовий чаек и крачек, цапель и журавлей или места гнездования редких видов птиц, сообщают об этом экологам. Эти сведения очень интересуют ученых-экологов. Ученые ведут учет таких мест, выясняют причины появления большого скопления птиц или гнездования редкой птицы и принимают меры по их охране. Сообщить об этом можно в клуб «Мы и окружающий мир» по адресу: 111997, Москва, ул. Профсоюзная, д. 90, Издательство «Академкнига/Учебник».

Далее можно зачитать текст из учебника «Природа и мы» (левая полоса разворота). В заключение урока обсуждаются проблемы охраны природы родного края, продумываются предупреждающие знаки, определяются места, которые необходимо брать под охрану, объявляя их памятниками природы.

Этот урок может быть продолжен на внеклассном мероприятии. Желательно пойти с ребятами в школьный парк, на луг, лесную поляну и т.д. (Но до этого учитель должен найти место для конкретных посильных действий детей по охране природы.) Например, в лесу можно с ребятами очистить поляну от мусора, собрать засохшие сучья и сложить в определенном месте, оградить муравейник. На берегу реки, там где они купаются, можно вместе со взрослыми собрать мусор (банки, пакеты, бумагу и др.). И конечно, разместить в природе предупреждающие знаки, которые подготовлены учащимися.






Для любых предложений по сайту: [email protected]