Окружающий мир 1 класс - поурочные разработки
СИСТЕМА ЗАДАНИЙ, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ УУД ОБУЧАЮЩИХСЯ 1 КЛАССА - ПРОГРАММА КУРСА
Личностные универсальные учебные действия
Сфера личностных УУД обеспечивается, прежде всего, сюжетной основой курса и диалоговым характером учебных текстов. Сюжет позволяет построить диалоги персонажей учебников (героев), которые, в свою очередь, обеспечивают возможность организации диалога ученика с учебным текстом или диалога между детьми.
Сюжетная основа учебников и диалоговый характер учебных текстов позволяет демонстрировать учащимся образцы рассуждения и разрешения проблем, создает предпосылки для таких общих интеллектуальных умений, как умение планировать свою деятельность, оценивать свои действия, предвосхищать их результаты, аргументировано отстаивать свою точку зрения. В процессе диалога учащимся задаются вопросы типа: «В чем причина ошибки рассуждений «героя»?», «Сравните и оцените два подхода», и т. д.
Герои диалога могут и ошибаться в своих суждениях, что чрезвычайно важно для психологического комфорта учащихся со средними способностями и для детей с повышенной тревожностью.
Следя за развитием сюжетной интриги, наблюдая за поведением героев (Маша и Миша Ивановы и их одноклассники — Костя, Рашид, Сеня и др.), школьники учатся соотносить свои поступки, результаты своей учебной и внеурочной деятельности с поступками и результатами деятельности своих сверстников. Герои интриги экспериментируют, делают доклады и презентации, оформляют дневники наблюдений, ведут заседания школьных клубов, отстаивают свою точку зрения, изучают природу и культуру своего края, обсуждают правила здорового образа жизни, и в то же время постоянно ведут диалог с учащимися, призывая их к аналогичным видам деятельности.
Метапредметные универсальные учебные действия
Приведем примеры заданий, основная цель которых - формирование метапредметных УУД по основной содержательной линии «Человек и природа».
Задания, основная цель которых:
1. Различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы (с. 6, 7, 18, 19, 20—23, 44... учебника 1 класса).
2. Описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое (с. 28, 29... учебника 1 класса).
3. Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов (с. 8, 9, 27, 32, 35, 37, 42, 45, 46, 58 учебника 1 класса).
4. Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий, как этапы постановки опытов или выполнения задания (форзацы, с. 28, 29..., 52, 53... учебника 1 класса).
5. Использовать готовые модели (условные знаки, глобус, план, план-карту, карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов (условные обозначения: «Наблюдение», «Опыт», «Выскажи предположение», «Работа в парах», «Будь осторожен!» учебника 1 класса).
6. Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе (осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение) (с. 30, 31, 38, 39, 50—51... учебника 1 класса).
7. Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека (соблюдать правила экологического поведения в быту) (с. 60, 61, 62, 63... учебника 1 класса).
Приведем примеры заданий по основной содержательной линии «Человек и общество», основная цель которых — формирование метапредметных УУД.
Задания, основная цель которых научить школьника:
1. Работать с картой: находить и показывать на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России, г. Санкт- Петербург, свой регион, главный город своего региона, города «Золотого кольца», сухопутные и морские границы России; показывать и называть страны, граничащие с Россией, и др. (с. 65—71 учебника 1 класса).
2. Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (школьный коллектив, семья, общество) (задания по обороту обложки учебника 1 класса: «Правила поведения в школе»).
3. Соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни (тема «Правила безопасного поведения в городе» (1 кл., с. 72-73).
4. Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы (тема «Дорогой друг!». Разработка и установка предупредительных знаков в целях охраны окружающей среды (1 кл., с. 62-63).