Что растёт на клумбе?

Окружающий мир 1 класс - Поурочные разработки

Что растёт на клумбе?

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• Первоклассники познакомятся с наиболее распространёнными декоративными растениями клумбы; научатся определять растения клумбы с помощью атласа-определителя.

УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: карандаши, клей, ножницы, кроссворд, интерактивная доска, презентация (фотографии с изображениями цветов).

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний

— На какой вопрос мы отвечали на прошлом уроке? Предлагаю вам вспомнить названия растений и заполнить кроссворд.


image45


По горизонтали:

2. Растение, обладающее лекарственными свойствами. Второе его название — столетник. (Алоэ)

3. Растение с узкими длинными листьями, называемое в народе «щучий хвост». (Сансевьера)

5. Растение, похожее на зелёного ежика. (Кактус)

6. Растение с длинными свешивающимися усами, на которых вырастают молодые растеньица-детки. (Хлорофитум)

По вертикали:

1. Растение, получившее название в честь месяца, в котором цветёт. (Декабрист)

2. Название страны, из которой к нам попало много растений. (Африка)

4. Растение — лиана, прикрепляющееся к опоре с помощью особых корней-присосок. (Плющ.)


2. Мотивация учебной деятельности

— Цветы украшают землю уже 125 миллионов лет. Красота растений, их краски, запахи, многообразие форм создают хорошее настроение, поэтому люди специально сажают и выращивают цветы. Мы с вами познакомились с некоторыми комнатными растениями, цветущими у нас на подоконниках. Где ещё люди выращивают цветы? (На грядках, клумбах, в оранжереях.)

Откройте учебник на странице 26 и прочитайте тему урока. (Что растёт на клумбе?)

Что мы узнаем на уроке и чему научимся? (Узнаем, какие растения растут на клумбе. Будем учиться определять растения клумбы с помощью атласа-определителя.)


3. Работа по теме урока

— На клумбах и цветниках можно увидеть огромное количество ярких, красивых цветов. Они разнообразны по своей окраске, формам и размерам. Прочитайте названия растений, данные на странице 26. Какие ещё цветы вы видели на клумбах? (Георгины, мани, пионы, тюльпаны, розы.)

Я хочу рассказать вам о некоторых наиболее известных цветах. В центре страницы изображён гладиолус. У этого цветка торжественный и величавый вид. Он словно пышный колос. Хороши красные и розовые, малиновые и вишневые, оранжевые и белые, жёлтые и фиолетовые гладиолусы. Необыкновенно красивы букеты из них.

Рядом с гладиолусом вы видите оранжевые цветки календулы. Они не только украшают цветники. Календула— лекарственное растение. Ещё в древности из её цветков делали отвары и настои для заживления ран. Отваром календулы полощут горло. Её используют при изготовлении кремов, шампуней. Плоды календулы похожи на когти. Поэтому народ дал растению второе имя — ноготки.

Следующий цветок— мак. У него яркая, весёлая окраска. Жаль только, что мак— неженка. Быстро осыпаются его крупные лепестки. Чтобы мак дольше держался в вазе с водой, его срезают, когда бутоны едва приоткрыты. Клумба с красными, розовыми, светло-оранжевыми, белыми, сиреневыми маками очень нарядна.

В Древнем Риме мак был священным цветком бога сна Морфея. Считалось, что в каждом цветке заключён сладкий сон.

Удивительны цветущие пионы. Посади их раз, а цвести они будут десять, двадцать лет и даже больше. Цветки пиона похожи на розы, окраска у них разная — от тёмно-красной до снежно-белой. Пион растёт пышным кустом. Это лекарственное растение. Названо оно по имени Пеона — врача из древнегреческих мифов, который с помощью этого цветка исцелял богов.

Вообще с цветами связано много легенд.

Осенью на клумбах очень много астр. Они не боятся дождей и всегда свежие, яркие, цветут до самого снега. Красные, малиновые, розовые, жёлтые, фиолетовые астры похожи на разноцветные звёзды. Недаром в переводе на русский язык слово «астра» означает звёзда.

По легенде, первая астра выросла на месте, куда упал осколок, оброненный на Землю пролетавшей звёздочкой.

Розовые, красные, жёлтые, голубые, синие, фиолетовые ажурные кисти гиацинта украшают клумбы. У них тонкий, нежный аромат. Цветок гиацинт посвящен богу Аполлону. В Греции это растение считалось символом печали. Предание гласит, что гиацинт вырос из крови юноши Гиацинта, погибшего во время спортивных состязаний.

Каким образом нарцисс, очаровательный весенний цветок, получил своё название? Рассказывают, что давным-давно в Греции жил прекрасный юноша по имени Нарцисс. Он был настолько высокого мнения о собственной красоте, что отвергал любовь всех дев, как бы ни были они хороши собой. За это боги его жестоко наказали. До конца своих дней Нарцисс был обречён постоянно любоваться собственным отражением в пруду. А после его смерти на этом месте вырос прекрасный цветок, который и назвали нарциссом в память о юноше.

Анютины глазки— одно из самых известных растений. Раньше это было лесное растение.

Немцы называют анютины глазки мачехой. Такое название они объясняют строением цветка. Нижний, самый крупный и самый красивый лепесток— это мачеха. Два боковых, поменьше, но тоже красивые,— её родные дочери, а два самых маленьких, верхних, почти не раскрашенных,— бедно одетые падчерицы. Ещё говорят, что раньше мачеха находилась наверху, а падчерицы — внизу. Но добрый волшебник сжалился над бедными девочками и повернул цветок, причём злой мачехе он дал шпорец, а её дочерям — ненавистные им усики.

Другие народы тоже слагали легенды об анютиных глазках, так как во многих странах любят этот цветок. Около 500 лет назад этим цветком заинтересовались садоводы. С тех пор были выведены сотни видов этого цветка, получившего научное название — трёхцветная фиалка.

Весной на клумбе расцветают тюльпаны. Своё название эти цветы получили от персидского слова «тюрбан» — чалма (головной убор.)

В документе трёхсотлетней давности приведена стоимость одной луковицы этого цветка. «Баржа с зерном, два вола, две овцы, пять свиней, две бочки масла, тысяча фунтов сыра, четыре бочонка пива, два меха с вином, кровать, одежда, серебряная кружка». Вот такую цену давали за одну луковицу тюльпана.

На выведение нового сорта этого цветка уходит не менее 20 лет.

Двести лет назад из Южной Америки привезли клубни неизвестного мексиканского растения. Первый выросший цветок назвали в честь русского академика натуралиста и путешественника Георги. Это цветок — георгин. Красные, розовые, оранжевые, жёлтые, лиловые георгины цветут у нас пышно, обильно. На зиму георгины в цветнике оставлять нельзя, так как они вымерзнут. Их клубни осенью выкапывают и хранят в подвале до посадки.

Можно ещё долго рассказывать об этих прекрасных растениях, которые окружают человека, радуют его своими красками и ароматами. Люди любят цветы и даже отмечают праздники, посвящённые им.

Древние греки и римляне чествовали гиацинты и лилии. У англичан существовал праздник пионов и лотосов. Славяне праздновали б июля день Ивана Купалы, символом которого являлся папоротник. Во Франции в старину был праздник роз, а теперь — праздник ландыша. В Голландии — пышные карнавалы цветов. В Каннах в феврале устраивается день мимозы. В Болгарии проводят праздник роз, а в Великобритании — день маков.


Практическая работа

— Рассмотрите растения, изображённые на странице 27 учебника. Знаете ли вы их? С помощью атласа-определителя проверим ваши ответы.

Посмотрите на фотографии растений, которые цветут на клумбах около нашей школы.

Учитель показывает слайды с фотографиями цветов.

— Определите их названия.

Дети пользуются атласом-определителем.

— Откройте рабочие тетради на странице 15, найдите задание 1. Нарисуйте 1-2 растения, которые мы определили.

Дети выполняют задание.

— Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверьте ваши работы.

Посмотрите на задание 2. Здесь изображены цветки и листья растений. Вам надо узнать эти растения и назвать их.


Творческая работа

— Последнее, что вы делаете сегодня на уроке, — собираете цветочную мозаику.

Цветы для работы дети берут в Приложении рабочей тетради, раскладывают их и наклеивают в рамку на странице 16.


4. Рефлексия учебной деятельности

— У нас с вами сегодня был очень красивый урок. На какой вопрос вы теперь можете ответить? Какие цветы вы можете назвать и что запомнили о них? С помощью чего мы можем узнать название растения? Для чего люди на клумбах сажают цветы? Какие цели мы ставили в начале урока? Какие достигли?

Прочитайте вывод на странице 27 учебника.

Учитель даёт задание на самопроверку. После его выполнения дети сверяют свой ответ с модульным ответом, который учитель записывает на доске, и показывают оценку.






Для любых предложений по сайту: [email protected]