Окружающий мир 1 класс - Поурочные разработки
Что это за листья?
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• Первоклассники познакомятся с деревьями, которые растут около школы; научатся определять распространённые породы деревьев по листьям.
УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: атлас-определитель, карточки с цифрами, осенние листья, рисунки с изображениями цветов, ветка клёна с несколькими листьями, карандаши.
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний
— На какой вопрос мы отвечали на прошлом уроке? (Что растёт на клумбе?)
Вспомните названия растений, с которыми вы познакомились. Расположите их в сетках. Для помощи вам даны несколько букв.
Дети вспоминают цветы, с которыми они познакомились на предыдущем уроке.
В случае затруднений учитель показывает рисунки цветов. (Гладиолус, георгин, гиацинт, ноготки, календула, астра, тюльпан, нарцисс, мак.)
2. Мотивация учебной деятельности
— Отгадайте загадку.
Растёт — зеленеет,
Умирает — желтеет,
Опадает — чернеет.
(Лист)
Сегодня мы с вами будем говорить о листьях разных деревьев. Снами будет работать Муравьишка. К концу урока вместе с нами он должен будет научиться определять деревья по их листьям.
3. Работа по теме урока
— Откройте учебники на странице 28. Рассмотрите изображённые листья. В какое время года они бывают такие разноцветные? Как называется явление природы, когда листья осыпаются с деревьев?
Листики кружатся,
Падают в лужицы,
Ветки гнутся и шуршат,
Тихо шепчут: «Листопад!»
Листопад, листопад
Засыпает старый сад!
Листья, словно бабочки,
Кружатся, порхают,
И крыльцо, и лавочку
Листья осыпают.
Листопад, листопад
Засыпает старый сад!
(Т. Шорыгина)
— В осеннем лесу хозяйничает художница-осень. Она не жалеет красок для деревьев, раскрашивая их листву в жёлтые, оранжевые, красные цвета. Начинается пора листопада. Почему осенью с деревьев опадают листья?
Осенью становится холодно и ветрено. Солнце светит мало, и листья не могут жить так же, как в теплые дни. Вокруг ножки листа нарастает лубяной слой (учитель показывает на ветке клёна). Вода не может проникнуть в лист. Умирающий лист меняет цвет, затем засыхает и отмирает. Ветер срывает его с дерева. После того как все листья опадают, дерево засыпает до весны. Опавшие листья, как тёплая перина, будут защищать корни дерева от морозов, а весной, перегнив под дождями, удобрят почву и дадут деревьям полезные вещества.
В народе существует много примет, связанных с этим явлением природы. Вот некоторые их них.
• Поздний листопад — на неурожайный год.
• Когда лист с дуба и берёзы опал чисто, то год будет хорошим, урожайным.
• Если листья, осыпаясь, лягут изнанкою вверх — к урожаю и тёплой зиме, лицевой стороной вверх — к холодной зиме.
Вот такие красивые опавшие листья мы с вами собрали и принесли в класс. Разложите их на парте и рассмотрите. Одинаковые ваши листья или разные? Чем они отличаются друг от друга?
Давайте определим, от каких деревьев эти листья? Какие вы сразу узнали? (Листья клёна.)
Закружила осень рыжие метели,
Золотые листья с клёнов полетели.
— Листопад у клёнов начинается приблизительно с 14 сентября. Какого цвета у вас клёновые листья? Отложите их в сторону. Листья какого ещё дерева вы легко узнали?
Какого цвета листья дуба?
Лист дуба отличается от других листьев. Его как будто аккуратно, плавно вырезали ножницами. Листопад у дуба начинается с 20 сентября. Отложите листья дуба. Найдите на странице 28 учебника рисунок листа берёзы. А теперь выберите среди оставшихся на парте листочков такие же. Какого цвета листья берёзы?
Осенью листочки на берёзе начинают желтеть, сначала наверху, где воздух холоднее, а потом и внизу. Существует народная примета — если листья у берёзы начинают желтеть с верхушки, то ждите ранней весны, а если снизу — поздней.
Лист какого ещё дерева изображён у вас в учебнике? (Лист осины.)
Есть у вас листья осины? Рассмотрите их. Какого они цвета?
Очень красивы листья осины осенью. Они бывают розовые, огненно- красные, лиловые. Послушайте, как красиво описал это дерево Иван Сергеевич Тургенев: «Трепетнолистая осина бывает красива и заметна только осенью. Золотом и багрянцем покрываются её листья, и ярко отличаясь от зелени других деревьев, придаёт она много прелести и разнообразия лесу во время осеннего листопада».
Листопад у осины начинается с 19 сентября.
Сравните те листья, о которых мы говорим. Все они разные по цвету и размеру, но есть у них и сходства. Все они состоят из черешка и листовой пластинки (учитель показывает). Покажите черешок у листа берёзы. А теперь у листа осины. Сравните их. Черешок у осинового листочка длинный, сплюснутый в верхней части, а в середине совсем тонкий, поэтому при малейшем дуновении ветерка листья осины начинают дрожать, трепетать. Отсюда и выражение — «трепетная осинка».
Листовые пластинки бывают разные. Если пластинка одна, как у дуба, клёна, берёзы и осины, то такой лист называется простым. Но пластинок на черешке может быть несколько, тогда лист будет сложным. Посмотрите на такой сложный лист. Если у вас есть такие, — поднимите.
Учитель показывает лист рябины.
— От какого дерева этот лист?
Если дети не могут назвать дерево, то класс работает по атласу- определителю на странице 84.
— Словно девица-красавица, накинувшая на плечи шаль, расшитую резными листьями, стоит рябина осенью. Листопад у неё начинается с 18 сентября. Народ давно заметил, что если рябины в лесу уродилось много, то осень будет дождливая, а зима — морозная.
Посмотрите ещё раз на рисунок в учебнике. Сколько листьев клёна вы видите? Сколько листьев берёзы, осины? 0 скольких деревьях мы говорили на уроке?
Дети поднимают карточки с цифрами.
Практическая работа
Дети работают в группах. Учитель раздаёт каждой группе листья деревьев и атласы-определители.
— Как по листу определить дерево? Рассмотрите листья, которые я вам раздала. Определите по ним деревья, которые растут около нашей школы.
Если названий каких-то деревьев ребята не знают, они пользуются атласом-определителем. Аналогично проводится работа с листьями, изображёнными на странице 29 учебника.
— Мы рассматривали листья, которые изменили свой цвет по желанию осени. Теперь вам самим предстоит раскрасить листья разных деревьев по собственному желанию.
На странице 17 в рабочей тетради дан чёрно-белый рисунок. Назовите листья деревьев, которые вы узнали.
Ученики раскрашивают листья так, чтобы в каждой паре слева лист был летней окраски, а справа — осенней.
4. Рефлексия учебной деятельности
— Я буду показывать листья, а вы — называть дерево, с которого они упали.
Молодцы! Теперь я буду читать загадки о деревьях. Если вы узнаете дерево, то поднимайте вверх его лист.
Клейкие почки, зелёные листочки.
С белой корой стоит под горой.
(Берёза)
Что это за листья?
Что за дерево стоит —
Ветра нет, а лист дрожит.
(Осина)
Весной зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы.
(Рябина)
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок —
Ничего, что плод мой мелок.
(Дуб)
— Молодцы! Вы правильно отгадали загадки и нашли нужные листья. Какой из этих листьев был сложный по своему строению? Как по строению называются все остальные листья? Какие цели мы ставили в начале урока? Какие достигли?
Прочитайте вывод на странице 29.
Учитель даёт задание на самопроверку. После его выполнения дети сверяют свой ответ с модульным ответом, который учитель записывает на доске, и показывают оценку.