Окружающий мир 1 класс - Поурочные разработки
Что такое хвоинки?
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• Первоклассники научатся классифицировать деревья; распознавать сосну и ель по общему виду, шишкам, веточкам, хвоинкам.
УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: атлас-определитель, листья деревьев, интерактивная доска, презентация (иллюстрации с изображениями сосны, ели и лиственницы), коллекции «Сосна» и «Ель» (в которые входят ветки и шишки деревьев), цветные карандаши.
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний
— Как по листьям можно определить деревья? Чем различаются листья разных деревьев? Какие деревья растут возле нашей школы?
На прошлом уроке мы с вами учились узнавать листья разных деревьев. Посмотрим, как хорошо вы всё запомнили. Предлагаю вам сыграть в игры.
Игра 1. «Найди в букете такой же листок».
Класс делится на несколько групп. Каждая группа получает букет из 6-7 листьев. (У групп букеты одинаковые.) Учитель показывает лист какого-то дерева. По команде: «Раз, два, три— такой лист покажи!» — все группы учащихся должны найти нужный лист и поднять его.
Игра 2. «Такой листок, лети ко мне!»
Учитель раздаёт всем ученикам по одному листу разных деревьев. Педагог поднимает, например, лист клёна и говорит: «У кого такой же листок — ко мне!» Играют несколько раз таким образом, чтобы все дети поучаствовали.
2. Мотивация учебной деятельности
— Сегодня мы продолжим разговор о деревьях. О каких именно — вы узнаете, отгадав загадки.
Что же это за девица
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год?
(Ель)
У меня длинней иголки, чем у ёлки,
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке.
(Сосна)
— Эти деревья отличаются ото всех других. Чем? (У них нет листьев.) А что же растёт на их ветках? (Хвоя.)
Вопрос нашего урока — что такое хвоинки?
3. Работа по теме урока
— Рассмотрите иллюстрацию на странице 30 учебника. Найдите лишний рисунок. Почему вы решили, что он лишний? (Берёза, дуб, клён — лиственные деревья, а ель — нет.)
На экране — изображения сосны и ели.
Всем вам хорошо известны эти деревья. Их называют вечнозелёными, или хвойными. Такие ли они вечнозелёные? Почему хвойные? Вспомните, меняют ли ель и сосна цвет осенью?
Всю зиму они остаются зелёными. Значит ли это, что они вечно одинаковые и у них ничего не меняется? Бывает ли у них листопад? Да и где их листья? Попробуем во всем этом разобраться.
Хвоя — это тоже листья, только особой формы — длинные и узкие. Они способны пережить зиму, потому что достаточно прочны. Восковая кожица не даёт им пересохнуть. Они и зимой обеспечивают дерево небольшим количеством пищи. Эти листья живут несколько лет. Затем они буреют и опадают. Но не все сразу, так что на дереве всегда сохраняется листва. Вот отсюда и название «вечнозелёные».
Откройте страницу 31 в учебнике. Рассмотрите общий вид сосны и ели. Сравните расположение веток у этих деревьев.
Шумят сосновые леса,
И сосны стройные, литые,
Как будто стрелы золотые,
Уходят словно в небеса.
Сосны больше других деревьев любят свет, поэтому их ветви подняты высоко от земли, они тянутся к солнцу. Ели стоят, опустив колючие ветви почти до земли.
Практическая работа
Класс делится на группы. Ученикам раздают коллекции «Сосна» и «Ель».
— У этих хвойных деревьев отличия не только во внешнем виде. Давайте сравним их ветки, хвоинки и шишки.
Наблюдение 1. «Ветки».
Дети рассматривают ветки ели и сосны и определяют, что и на тех, и на других есть хвоинки, но крепятся они по-разному. У сосны по две хвоинки крепятся к ветке, а у ели — каждая хвоинка.
Наблюдение 2. «Хвоинки».
Сравнивая хвоинки обоих деревьев, ученики замечают, что длина хвоинок у деревьев разная. У сосны хвоинки длинные, а у ели — короткие.
Затем дети дорисовывают хвоинки на веточках в рабочей тетради (с. 20, задание 3).
Наблюдение 3. «Шишки».
Дети рассматривают шишки и обращают внимание на то, что шишки сосны меньше по размерам, чем шишки ели и круглее. Шишки ели длиннее и вытянутой формы.
— Молодцы! Вы всё правильно заметили. Муравьишка просит ещё раз объяснить ему, как отличить сосну от ели.
Дети отвечают. Затем они выполняют задание № 1 на странице 20 рабочей тетради, обмениваются тетрадями, проверяют работы друг друга.
— Ещё раз рассмотрите рисунок ели и сосны. Сравните эти деревья. Устно опишите по плану, данному в учебнике.
• Название дерева
• Лиственное или хвойное
• Общий вид, расположение веток
• Особенности хвоинок
• Особенности шишек
Заслушивают 2-3 описания.
— Мудрая Черепаха подготовила задание для любознательных учеников. Рассмотрите дерево, изображённое у меня на слайде. Вы видите общий вид дерева и его веточки в разные времена года. Можно ли это дерево отнести к хвойным? Как расположены хвоинки? Чем это дерево зимой отличается от других хвойных? Какие деревья сбрасывают листья на зиму? (Лиственные.)
Из-за этой особенности хвойное дерево получило своё название — лиственница. О ней даже сочинили загадку.
Есть у родственницы ёлки
Неколючие иголки.
Но, в отличие от ёлки,
Опадают те иголки.
4. Рефлексия учебной деятельности
— С какими деревьями мы познакомились? На какие две большие группы можно разделить все деревья? Чем они различаются? Что такое хвоинки? Как различить ель и сосну? Чем лиственница отличается от своих «родственниц»? Какие цели мы ставили в начале урока? Какие достигли?
Прочитайте вывод на странице 31.
Учитель даёт задание на самопроверку. После его выполнения дети сверяют свой ответ с модульным ответом, который учитель записывает на доске, и показывают оценку.