Где живут слоны?

Окружающий мир 1 класс - Поурочные разработки

Где живут слоны?

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• Первоклассники познакомятся с жаркими районами планеты и их обитателями, научатся находить эти районы на глобусе.

УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: глобусы, физическая карта, интерактивная доска, презентация (слайды с изображениями животных саванны и тропиков), карточки с понятиями; книга «Где у растения дом» (авт. Я. Марголин).

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний

— Вспомните названия территорий, на которых мы побывали на прошлом уроке. Покажите их на глобусе. Какое животное считается хозяином Арктики? Кого можно увидеть только в Антарктиде?

Заслушиваются сообщения детей, подготовленные к урону.


2. Мотивация учебной деятельности

— На прошлом уроке мы были в самых холодных районах Земли. А сегодня отправимся туда, где жарко. В этих местах обитает ещё одно очень крупное животное. Какое — отгадайте сами.

Очень много силы в нём,

Ростом он почти что с дом.

У него огромный нос,

Будто нос лет тыщу рос.

Мы отправимся в гости к слону. Муравей Вопросик сразу же поинтересовался, а где живут слоны? Об этом вы узнаете сегодня на уроке.

Практическая работа

Класс делится на группы.

— Возьмите глобусы. Покажите на них самые холодные районы Земли. А теперь найдём на глобусе линию — экватор. (Учитель показывает.)

По обе стороны от этой воображаемой линии на Земле располагаются жаркие районы. В одних местах там раскинулись открытые пространства, поросшие травой. Это саванны. А в других местах растут густые влажные тропические леса. Именно туда мы сегодня держим путь.

Каждая группа в конце урока должна будет подготовить отчёт об экспедиции по плану, записанному на доске.

На доске:


План

1. В каком районе побывали.

2. Какая была погода.

3. Какие растения были вокруг.

4. Каких животных встретили.


3. Работа по теме урока

— Сегодня мы побываем в саванне и тропических лесах. Учитель прикрепляет на доску карточки с новыми понятиями.

— Слоны изображены на левой и на правой страницах. В чём разница? Почему слона нарисовали два раза?

Около каждого животного на рисунке дано его название. Прочитайте названия слонов.

— Оказывается, слоны отличаются друг от друга. Уже по названиям можно судить о том месте, где они живут. Где живёт африканский слон? Значит, саванна находится в Африке. Найдите её на глобусе.

Где живёт индийский слон? Значит, мы посетим тропические леса Индии. Найдите эти места на глобусе.

Как выглядит тропический лес? Послушайте его описание.

Учитель читает текст Г. Ганейзера «В тропическом лесу».


Здесь всегда жарко. Но дожди здесь идут круглый год. Нигде не выпадает столько дождей, как в тропических лесах. Многие деревья достигают огромной высоты — 50-60 метров. Это высота 15- 20-этажного дома. Под деревьями-гигантами растут деревья пониже, под ними — ещё и ещё меньше. А в самом низу на земле — кусты, папоротники, травы... Цепкие лианы, как змеи, обвивают стволы, перебрасываются с одного дерева на другое. В тропическом лесу всегда сумрачно. Тесно растениям на земле, они тянутся вверх, к свету и солнцу. Пройти через чащу без топора вряд ли удастся. Разве что попадёшь на широкую тропу, протоптанную слонами...

Смотри, вот дерево со знакомыми листьями комнатного фикуса. Это фикус и есть. Таким он вырастает в Африке!

А вот высоченные пальмы с пышным пучком листьев на верхушке, подальше — бананы свесили до земли широкие и длинные, как полотенца, листья и грозди спелых плодов. В тропических лесах нередко бывают одновременно на одном и том же дереве и цветы и плоды.

Много разных птиц и зверей бегает, летает, лазает в лесной чаще. Слышишь пронзительные резкие крики? Так «разговаривают» обезьяны. Зацепившись за ветки, раскачиваются суетливые мартышки.

Сквозь зелень блеснула вода... Мы не будем подходить к реке.

В прибрежных зарослях часто прячутся ядовитые змеи, а в воде живут хищные крокодилы.


— Какие животные были названы в рассказе? (Змеи, обезьяны, крокодилы, слоны.)

Найдите их изображения на странице 15.

Что такое саванна?

Учитель читает рассказ Я. Марголина «Саванна — страна дремучих трав».


— Где мы?!

— В саванне...

— Вот это да-а-а!!!

Думаю, такой короткий разговор состоялся бы между нами, читатель, когда бы мы оказались среди густых и высоченных травяных зарослей саванны. Мы бы просто потерялись среди этих дремучих трав, как в лесу. Да что мы! Ведь в саванне растут травы и до шести метров высотой! Вон куда-то спешат своим потешным прыгающим бегом жирафы, и над морем зеленовато-бурых стеблей виднеются лишь их пятнистые маленькие головы с рожками.

Саванны можно увидеть в разных районах Земли: в Южной Америке, в Австралии, в Индии, а более всего — в Африке. Везде они занимают самые окраины тропического пояса, где тепла вдоволь даже для самых заядлых жаролюбов. А вот влаги...

До полугода тянется в этих местах тропическая зима — жаркая, но главное, жестоко засушливая. В эти полгода почти совсем не выпадает дождей, и влаги, накопившейся в почве за лето и осень, едва хватает травам. Для деревьев же её остаётся и вовсе маловато.

Поэтому саванна — это, прежде всего царство травянистых растений, и лишь кое-где в одиночку или небольшими группами поднимаются в ней кустарники и ещё реже — деревья.

Но и травы в саванне могут расти только такие, которых не пугают затяжные ежегодные засухи. Травы эти имеют узкие-узкие стебли, чтобы жаркое солнце поменьше испаряло с них драгоценной влаги. Для этой же цели колоски у этих растений спрятаны за жёсткими чешуйками, покрытыми к тому же, словно войлоком, густыми волосками. У некоторых саванновых трав имеются вроде бы фляжки — полые внутри подземные клубни, в которых запасается вода. А многие травянистые растения в долгий период без дождя, казалось бы, и совсем засыхают. Однако корневища их, укрытые в почве, остаются живыми и при первых же дождях выгоняют на поверхность весёлые молодые побеги...

Вот такой своеобразный растительный покров выткали солнечный луч и капля воды там, где тепла вволю, но влага отпускается по очень скупой норме. Если при таком же жарком солнце осадков выпадает ещё меньше, образуется пустыня.


— Саванна — это африканская степь, покрытая редкими кустарниками и деревьями. На странице 14 вы видите, что такой буйной растительности, как в тропиках, здесь нет. В саванне водятся крупные и мелкие птицы, которые гнездятся прямо на земле. В саванне водится самая крупная птица в мире— африканский страус. Это большая и тяжёлая птица, которая не умеет летать, но хорошо бегает. Найдите изображение страуса на вашем рисунке.

Саванна — это открытое пространство. Здесь мало мест, где можно спрятаться, и почти ничто не препятствует движению бегущего стада. Обитающие в саванне животные живут группами, очень осторожны и быстро бегают. Рассмотрите рисунок и назовите животных, которых можно встретить в саванне.

Основной разговор у нас пойдёт о слонах.

Слоны — самые крупные и тяжёлые животные суши. Африканский слон-самец весит столько же, сколько восемьдесят человек или шесть легковых автомобилей. Слоны очень сильные, умные и добрые животные.

В настоящее время существуют два вида слонов— африканский и индийский. На первый взгляд они похожи. Но существует ряд отличий. У индийских слонов ноги короче, а тело массивнее. У них выпуклая спина и маленькие уши. У африканских слонов большие уши, вогнутая спина. У индийских слонов бивни только у самцов, а у африканских — и у самцов, и у самок. У индийского слона бивни короче и легче, чем у африканского. Индийские слоны покрыты шерстью сильнее, чем африканские.

Учитель показывает детям несколько иллюстраций с изображениями слонов. Дети пытаются отличить индийских слонов от африканских.

— Рассмотрите изображения слонов на странице 12 рабочей тетради. Определите, где какой слон. Объясните своё решение.

Что такое бивни? Это видоизменённые передние зубы. Видимая часть составляет всего две трети их длины. Ещё треть скрыта в черепе. Бивни очень прочные, они состоят из слоновой кости. Нужны они слону для того, чтобы выкапывать из земли съедобные корни, обдирать кору с деревьев и драться с врагами.

Почему у слона такой длинный нос? Пока учёные в этом разобрались, люди сочинили много легенд и историй. Послушайте одну из них.

Учитель читает детям рассказ Р. Киплинга «Почему у слона длинный нос?»

— Что такое хобот? Представьте, что ваш нос сросся с верхней губой и вытянулся в длинную, гибкую трубу. Именно так образовался хобот. Он служит слону и носом, и губами, и руками. С помощью хобота слоны дышат, нюхают, едят и пьют, ощупывают и берут различные предметы.

Для чего слону такие большие уши? Когда слону жарко, он обмахивается своими огромными ушами. А ещё уши действуют, как радиатор в автомобиле. Они предотвращают перегрев животного, испаряя со своих больших поверхностей тепло.

Ещё один способ охладиться — обдать себя водой, грязью или пылью. Слоны очень любят воду. Они много пьют, любят купаться и поиграть с водой.

Слоны — отличные пловцы. Когда слон плывёт под водой, он высовывает конец хобота над её поверхностью и дышит через него, как через дыхательную трубку.

Слоны — травоядные. Они едят листья, ветки, кору, корни, цветы, плоды и семена растений. На поиск пищи и еду у слона уходит около 16 часов в день.

Слоны спят два раза в сутки: несколько часов ранним утром, а потом в полдень. Обычно они спят стоя, но иногда могут прилечь на бок.

Вот у какого замечательного животного вы побывали сегодня в гостях.

Каких животных можно встретить в тропическом лесу? Каких — в саванне?

Заслушиваются ответы детей.

— В задании 2 (с. 13) укажите стрелками, где живут изображённые животные.

Дети выполняют задание.

— Какая территория изображена на рисунке в задании 3? Найдите в этих зарослях спрятавшихся животных. Назовите их.

Дети выполняют задание.


4. Рефлексия учебной деятельности

— В каких районах Земли мы побывали? Чем саванна отличается от тропического леса? Что общего в этих районах?

А теперь выслушаем отчёты об экспедиции.

Выслушивают отчёты каждой группы.

— Ответили ли мы на вопрос, заданный в начале урока? Куда должен отправиться Муравьишка, чтобы попасть в гости к слону?

Учитель даёт задание на самопроверку. После его выполнения дети сверяют свой ответ с модульным ответом, который учитель записывает на доске, и показывают оценку.






Для любых предложений по сайту: [email protected]