Где зимуют птицы?

Окружающий мир 1 класс - Поурочные разработки

Где зимуют птицы?

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• Первоклассники расширят представления о зимующих и перелётных птицах.

УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: иллюстрации с изображениями птиц, плакаты «Зимующие птицы» и «Перелётные птицы», видеоаппаратура, видеокассета «Насекомые. Птицы» (фильм «Возвращение домой»); книга А.А. Плешакова «Зелёные страницы», аудиозапись «Голоса птиц», магнитофон, физическая карта мира, цветные фишки.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний

— В каких районах земного шара мы побывали на прошлом уроке? (Мы побывали в саванне и тропических лесах.)

С кем мы познакомились? (Познакомились с замечательными животными — слонами.)

Что вы можете рассказать о слонах?

Какие ещё животные живут в тропических лесах? В саванне? Какую интересную информацию можете сообщить о жителях этих районов?

Заслушиваются несколько подготовленных сообщений.


2. Мотивация учебной деятельности

— Послушайте стихотворение Г. Ладонщикова.

Потянулись гуси на далёкий юг.

Голоса их грустные ловит чуткий слух.

Пролетают мимо стороны лесной...

Возвращайтесь, милые! Будем ждать весной.

О ком говорится в стихотворении? Наступает весна. Скоро вернутся птицы, улетевшие от нас на зиму. А где они провели зиму?

На этот вопрос сегодня мы постараемся найти ответ.


3. Работа по теме урока

— Птицам было посвящено уже два урока. Вспомните урок по теме «Кто такие птицы?» О каких характерных признаках птиц мы узнали? Чем они отличаются от других животных?

О птицах мы говорили на уроке «Как помочь птицам зимой?» Почему надо помогать птицам в это время года?

Именно на этом уроке мы впервые говорили о том, что птицы бывают перелётные и зимующие. Каких птиц называют зимующими?

Зимующие птицы — те, которые зимой не улетают на юг. У них с осени образуется толстый слой подкожного жира, который помогает им переносить голод и холод.

Учитель прикрепляет на доску плакаты «Перелётные птицы» и «Зимующие птицы». Надписи на плакатах закрыты полосками бумаги.

— Вспомните, о каких зимующих птицах мы говорили? Покажите их на плакатах.

Почему птицы осенью улетают из наших мест? Каких птиц называют перелётными?

Перелётные птицы — те, которые ежегодно совершают перелёты от родных мест к местам зимовок и обратно.

Покажите их на плакатах.

Восстановите названия плакатов.

Дети называют, где плакат с изображениями перелётных птиц, а где зимующих. Учитель убирает полоски бумаги, дети проверяют свои предположения.


Практическая работа

Задание 1

— Рассмотрите рисунок на странице 16 учебника. Синие фишки положите на рисунки с зимующими птицами, красные — на рисунки с перелётными птицами. Проверьте работы друг у друга.

Задание 2

— Соедините линиями рисунки птиц с их названиями (тетрадь, с. 14 № 1). Проверьте себя по атласу-определителю. Определите, какие из птиц перелётные. Закрасьте кружочки около их изображений. Проверьте работы друг у друга.

Как вы думаете, где зимуют перелётные птицы?

Существовало много разных мнений. Послушайте некоторые из них.

Учитель читает фрагмент рассказа «Куда, как и когда?» из книги А. А. Плешакова «Зелёные страницы».

— В прошлом, когда птичьи перелёты ещё не были изучены, существовало множество самых невероятных вымыслов. Например, в XVIII веке один натуралист утверждал, что птицы улетают... на Луну. Добираются туда будто за 60 дней и погружаются в спячку, потому что не находят еды. Другие учёные признавали, что птицы летят в дальние страны. Но считали, что не все летят самостоятельно, а только большие и сильные. Маленькие же и слабые путешествуют, пристроившись на спинах больших. А вот ласточки вообще будто бы никуда не летят — зимуют под водой, зарывшись в ил.

Сейчас известно: как ни далёк, как ни труден птичий путь, летят все они самостоятельно. Только на собственные крылья могут полагаться, хотя преодолевают порой тысячи километров. Куда же летят птицы?

Учёные выяснили, что маленькие наши пташки — ласточки, стрижи, обыкновенная горихвостка, мухоловка-пеструшка и другие— улетают не куда-нибудь, а в тропическую Африку!

Учитель отмечает на карте расположение Африки.

— Грач, который гнездится под Москвой, зимует во Франции.

Учитель отмечает на карте расположение Франции.

— Некоторые утки и кулики зимуют в Северной Америке. В общем, птицы, гнездящиеся в нашей стране, разлетаются осенью по всем материкам. Добираются даже до Австралии и Южной Америки.

Учитель отмечает названные страны на карте.

— Как обо всём этом узнали учёные? Как птицы находят дорогу домой? На эти вопросы мы сможем ответить, посмотрев фильм «Возвращение домой».

Учитель включает видеофильм.

— О каких птицах шла речь в фильме? (О ласточках, журавлях, полярных крачках, гусях, скворцах и аистах.)

На что ориентируются птицы, летящие днём? (На солнце.)

На что — ночью? (На звёзды.)

Как учёные узнали о перемещениях птиц? (С помощью кольцевания.)

На странице 17 в учебнике изображены такие кольца. Как они помогают учёным? Прочитаем объяснение на странице 85.

Посмотрите на карту. Птицы совершают многокилометровые перелеты в разные страны, на разные материки. Но потом они снова возвращаются к нам. Места гнездовий, зимовок и маршруты пути у большинства птиц постоянные и с годами не меняются. Весной они возвращаются в те же места, где вывелись или гнездились в прошлом году.

Рассмотрите схемы, на которых показаны районы зимовки ласточек и журавлей (тетрадь, с. 15). Найдите эти районы на глобусах. В какой части земного шара располагаются места зимовки птиц? Правы ли учёные, когда говорят, что птицы на зиму улетают в тёплые края?

Обозначим стрелками направления перелётов птиц.

Работа идёт под руководством учителя.

— О ласточках, журавлях и скворцах вы немного узнали из кинофильма. Ещё о нескольких птицах вам расскажу я.

Учитель включает запись «Голоса птиц» — фрагмент «Соловей».

— Сейчас вы слышали пение соловья— знаменитого певца наших лесов.

Окрашена эта птичка скромно. Она коричневато-буро-сероватого цвета с рыжинками, большими тёмными глазами и длинными тонкими ножками.

Соловей прилетает к нам поздно — в середине мая и начинает петь. Поёт соловей месяца полтора, пока у него не появятся птенцы. Ещё раз можно услышать соловьев осенью, когда они собираются в стаи. Но это уже не песни, а птичьи разговоры перед отлётом.

Улетают соловьи всегда вечером, а прилетают весной всегда ночью.

Рассмотрите изображение зяблика. Его окраска яркая, нарядная. Спинка буроватая, грудка красноватая, голова серо-голубая, чёрные крылышки с белыми полосками, клюв весной и летом синий, а зимой — красный.

В лесу ещё зябко, а птичка громко напевает свою песенку.

Гнездо зяблик вьёт из прутиков-травинок, внутри выстилает пухом и перьями, снаружи опутывает волосками и кусочками коры. Получается шарик с открытым верхом, замаскированный среди ветвей дерева.

Огромное количество насекомых-вредителей уничтожает зяблик за лето! Бывает в разгар лета сядет зяблик, нахохлится, будто озяб. Странно... А оказывается, тучка надвигается. Зяблик угадывает, когда дождь пойдёт.

А вот почему птицу назвали зябликом — непонятно. Может потому, что прилетает он одним из первых, когда на улице ещё слякоть и нередки морозы. Может быть, потому и дали этой птичке имя зяблик, что прилетает она в зябкое время.

Учитель может прочитать детям рассказы о скворце, жаворонке, зяблике и соловье из книги А.А. Плешакова «Зелёные страницы».


4. Рефлексия учебной деятельности

— Вы узнали много нового о птицах, о том, где они проводят зиму. Рассмотрите рисунки на странице 17 учебника и объясните, почему птицы улетают на зиму в тёплые края.

Правильно, зимой для них в наших краях нет корма.

А почему многие птицы остаются на зиму у нас? Эти птицы могут найти себе пропитание и зимой.

Какие цели мы ставили в начале урока? Какие достигли?

Учитель даёт задание на самопроверку. После его выполнения дети сверяют свой ответ с модульным ответом, который учитель записывает на доске, и показывают оценку.






Для любых предложений по сайту: [email protected]